Христианско-эллинистическая архитектура — заключительные выводы Вёрмана.

Противопоставление архитектурных особенностей Рима и Константинополя. Описание первых христианских символов в архитектуре.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Введение

Хотя в истории архитектуры тех веков, о которых идет речь, остается еще немало
досадных пробелов, однако многое уже столь выяснено, что было бы ошибочно пытаться
распутать вопрос о происхождении основных форм при помощи выражения: «Здесь — Рим,
там — Византия». Рим и Константинополь в художественно-историческом отношении были
не более как отдельными областями эллинистическо-христианского культурного мира,
охватывавшего в послеконстантиновскую эпоху берега Средиземного моря. Египет,
Сирия и Малая Азия, бесспорно, не меньше Рима и Константинополя способствовали
эволюции христианского зодчества, а в первое время даже больше; Стриговский прав,
когда непосредственному влиянию, с одной стороны, эллинистических побережий
Востока на придворное искусство Константинополя, а с другой — влиянию не вполне
эллинизированных материковых частей Сирии и Египта, бывших колыбелью монашества,
на монастырское искусство Запада приписывал решающее значение при образовании
новых архитектурных форм.

Подобным же образом происходило и развитие архитектурной орнаментики. Как
восточному, так и западному орнаментальному искусству общиит являются прежде всего
христианские символы. К названным выше птицам присоединяется теперь мифический
бессмертный феникс. Но наибольшее значение в качестве общепонятных символических
украшений получают появляющиеся в послеконстатиновскую эпоху на импостах и
капителях, дверных косяках, в лиственных фризах, даже на гладких стенных поверхностях
кресты и монограммы имени Христова. В доконстантиновскую эпоху монограмма Христа
употреблялась как сокращение Его имени только в надписях; теперь ею стали
пользоваться как чисто орнаментальным мотивом, различные формы которого, в Египте
даже крест с рукояткой, в виде древнего «ключа Нила», своими простыми линиями
пробуждали в душе верующего полноту благоговейного чувства. В остальных случаях
Запад, пользовавшийся преимущественно античными колоннами и антаблементами,
отказывался от самостоятельного преобразования отдельных форм и передавал их, в
несколько одичалом виде, романской эпохе для дальнейшего развития, между тем как
Восток, вынужденный с самого начала полагаться преимущественно на собственные
силы, постепенно забывал первоначальное значение античного растительного и плетеного
орнамента, все более и более схематизируя его вследствие своей издавна унаследованной
страсти к геометризации; и если около 500 г. в Константинополе мы видим уже полный
расцвет новой византийской орнаментики, то отсюда отнюдь не следует заключать, что
берег Босфора — ее родина. Что схематизация завитков аканфа в Эль-Баре, в Сирии, не
зависит от схематизации завитков аканфа в константинопольской церкви св. Иоанна,
столь же очевидно, как и то, что арабески коптского саркофага в музее Гизы представляют
собой подобным же образом геометрически стилизованный античный растительный
орнамент, как и какие-либо арабески константинопольской св. Софии. Особенно
любопытен роскошный, проникнутый эллинистическими мотивами, но в сущности
новоперсидский, плоский орнамент изданного Стриговским и возникшего, вероятно, в V
столетии фасада дворца Мшатты в Моабе, по ту сторону Мертвого моря (значительная
часть этого орнамента находится теперь в Берлинском музее). Здесь всюду под влиянием
Востока место выпукло-моделированного орнамента занял плосковыбитый узор с
красочно прочувствованными контрастами светлых и темных тонов. Именно этот стиль
через посредство монастырского искусства материковых стран эллинистическо-
христианского Востока влияет на европейское монастырское искусство и становится
одним из определяющих моментов в развитии ранней средневековой орнаментики не
только Константинополя, особенно тесно связанного с Малой Азией, но и Запада.
Впервые развившийся на Востоке плоскостной характер декорирования стен и потолков в
особенности важен для общего впечатления, производимого христианским храмом. Весь
интерьер восточных церквей блистал гармонией и роскошью красок, к которым
стремились также и западные церкви, но лишь в редких случаях вполне удачно.

1 – Введение.2 – Христианская церковь3 – Церкви на востоке и юге4 – Церкви Сирии и Малой азии5 – Церкви Армении.6 – Архитектура Константинополя7 – Римская архитектура8 – Архитектура Равенны VI века9 – Зарождение романского стиля

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий