Сюжеты живописи катакомб и образ Христа в раннем христианстве. История искусства.

Первые произведения живописи древних христиан найдены в римских катакомбах. Описываются канонические традиции изображения Христа.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Живопись

Тогда как древнехристианская архитектура изобретала для молитвенных
собраний верующих помещения прекрасные и достойные этого назначения, задачей
живописи в рассматриваемую нами эпоху было дать религиозным представлениям
христианства, освобожденного от гнета преследований, художественное выражение,
соответствующее важности предмета. Если теперь, как и прежде, приходится говорить о
довольно посредственных, безыменных произведениях этой отрасли искусства, снова
сделавшейся отраслью ремесла и с каждым десятилетием утрачивавшей понимание форм,
то, с другой стороны, надо заметить, что ее содержание нередко складывалось под
непосредственным влиянием богато одаренных людей, передовых умов того времени,
пастырей, пророков и певцов новой религии, и как ни далеки были форма и содержание
этого искусства от полного слияния, все же во многих случаях, особенно в мозаичных
изображениях, очень интересно проследить, как сама по себе добросовестная, красочная и
в декоративном отношении эффектная ремесленная живопись благодаря отражению в ней
высоких чувств становится все более и более одухотворенной и значительной.

Стенная живопись (росписи) в катакомбах.

Стенную живопись этой эпохи можно лучше всего изучить в катакомбах.
Христианскими фресками IV-VII вв. богаты неаполитанские и сицилийские подземные
кладбища, с исследованием которых связаны имена Фюрера и Виктора Шульце.
Отдельные христианские могильные фрески открыты в Александрии и Фюнфкирхене, но
наиболее полную картину развития христианской стенной живописи дают нам по-
прежнему римские катакомбы. Правда, с начала V в. в них уже больше не погребали
умерших; но именно с этого времени могилы мучеников становятся местом
благоговейного поклонения; папы IV-VII вв. многократно восстанавливали крипты
мучеников и украшали их стены новыми росписями, и только со времени лангобардских
нашествий доступ в катакомбы прекратился.

Сюжеты росписей в катакомбах.

Связные ряды библейских сцен, какие после мира Церкви мы наблюдаем в
больших церковных росписях и в живописи миниатюр, в кубикулах римских катакомб
еще не встречаются, и в IV и V вв. лишь небольшое число новых изображений,
заимствованных, несомненно, с Востока, может быть установлено наряду с прежними. Из
символов являются новыми, например, два оленя, пьющие воду, вытекающую из скалы,
во фреске катакомбы Домитиллы, или Агнец Божий на холме, с которого стекают четыре
райские реки (четыре Евангелия), в кубикуле св. Петра и Марцеллина. Из библейских
сюжетов по-новому представлены Рождество Христово, в катакомбах св. Севастиана
(Младенец, в пеленах, с сиянием вокруг головы, лежит в яслях, подле которых стоят вол и
осел), и изображение Спасителя среди мудрых и неразумных дев, в катакомбе св.
Кириака. Распятие появляется в катакомбах только несколько столетий спустя, впервые —
в катакомбе св. Валентина, на фреске, которую Краус относил к VII в., а Марукки — к VIII.
На Распятом — длинная одежда, у креста стоят святые; ноги фигур не сохранились.
Толстые черные контуры и схематичность в позах фигур указывают и здесь на эпоху,
порвавшую свою связь со старой живописной традицией. Христос и святые чаще
появляются теперь в сюжетах катакомбной живописи в настоящем своем значении. В
прелестной фреске катакомбы Домитиллы, изображающей юного Христа на троне и по
сторонам Его четырех святых, по Краусу, четырех евангелистов, мы имеем прототип всех
позднейших «святых бесед».

Образ Христа на фресках в катакомбах.

Характерно, что и здесь, в середине IV столетия, Христос еще без бороды, но уже с
простым сиянием (нимбом) вокруг головы, которое, согласно с Кроу, Кавальказелле и
Краусом, можно считать древнейшим нимбом в катакомбной живописи. Христа с бородой
мы впервые встречаем в катакомбной живописи на вышеупомянутой фреске с мудрыми и
неразумными девами. Христос среди учеников изображается теперь все чаще и чаще с
бородой и нимбом. Но собственно портретное изображение юного бородатого Христа с
круглым сиянием вокруг головы появляется сравнительно поздно. Поясное изображение
такого рода (больше, чем в натуру) в катакомбе Сан-Грандиозо (S. Grandiose dеlla Vanitб)
в Неаполе относится к VI столетию, а более древняя из двух подобных голов, в катакомбе
св. Понциана в Риме, к VII. С обеих сторон правильного, обрамленного небольшой
бородкой лица ниспадают длинные, разделенные посередине волосы; в дугообразной
форме бровей уже заметна некоторая схематичность; круглое сияние вокруг головы
украшено крестом; вообще это идеальный, кроткий тип Спасителя, впоследствии
усвоенный эпохой Возрождения. С другой стороны, переход к старческому, суровому
типу Христа, обычно считающемуся византийским, виден, например, в поясном
изображении, находящемся в крипте св. Цецилии в катакомбах Калликста и написанном,
вероятно, в VIII столетии.
2 – Изображение святых3 – Мозаики Рима IV века4 – Мозаики греческого Востока5 – Мозаики Равенны. Италия6 – Книжная живопись7 – Рукописи из Александрии8 – Прикладная живопись

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий