Темы сюжетов в росписях катакомб (1-3 век). История искусства.

В росписях христианских катакомб, сохранившихся до наших дней, мастера использовали в основном библейские и религиозные сюжеты, но была также и реалистическая живопись

Древнехристианское искусство первых трех столетий.
Живопись до Константина Великого

Сюжеты росписей в катакомбах. Образ доброго пастыря.

Многие из катакомбных фресок свидетельствуют о способности христианских
живописцев передавать в простых, но понятных и трогательных образах отдельные
религиозные представления и воспроизводить библейские и евангельские
события.

В одной древней киренской катакомбе мы встречаем Доброго Пастыря с заблудшей
овцой на плечах: вокруг него — семь агнцев, а над ним — семь рыб. Здесь агнцы и рыбы
символизируют христианскую общину. Напротив того, в древних фресках катакомбы
Vigna Cassia в Сиракузах изображения Доброго Пастыря соединены с библейскими
сюжетами; из них особенного внимания заслуживает история Ионы, пророческий смысл
которой засвидетельствован Самим Христом, видевшим в ней прообразование Своей
смерти и Воскресения. Особенно интересны стенные и потолочные фрески катакомбы св.
Януария в Неаполе. На потолке передней камеры верхнего яруса среди языческой
орнаментации мы вдруг встречаем библейские сцены. Любопытно, что изображение
Адама и Евы под Древом познания добра и зла лишь немногим отличается от
современных нам изображений этого сюжета. Но подавляющее большинство дошедших
до нас христианских фресок первых веков украшает подземные кладбища Рима. Каким
образом отдельные изображения размещались на стенах и потолках, прекрасно видно на
примере одной из так называемых капелл Святых Таинств в цеметерии Калликста.
Среднее поле легко и изящно расчлененного плафона представляет нам изображение
Доброго Пастыря с овцой на плечах. Слева, у самого входа, изображен юноша Моисей,
источающий жезлом воду из скалы (скала — желтая, бьющая из нее вода — голубая); справа,
в пандан к этой фигуре, — женская фигура, черпающая из колодца, через край которого
льется вода вечной жизни. На левой (от входа) стене, вверху, мы видим Иону, бросаемого
в море корабельщиками, и «большую рыбу» — чудовище с длинной шеей и огромным,
свернутым в кольца хвостом, которое подплывает, чтобы проглотить пророка; в среднем
нижнем поле, слева, рыбак вытаскивает рыбу из воды, и справа мужчина в переднике
крестит в этой воде нагого мальчика; но здесь мы имеем указание, скорее, на крещение
вообще, чем на крещение Спасителя. Справа от этой последней композиции, исцеленный
расслабленный удаляется, взвалив себе на плечи свой одр; панданное изображение на
левой стороне — отбито. На правой от входа стене сохранилось лишь изображение
(соответствующее композиции на противоположной стене) Ионы, извергаемого
чудовищем. На стене, находящейся против входа, на том же месте, представлен уже
спасенный Иона, отдыхающий на берегу; внизу, в среднем поле, — композиция, которую,
согласно с мнением де Росси, можно толковать как трапезу семи учеников Спасителя,
удостоившихся Его явления им по Воскресении при море Тивериадском. Справа и слева
изображены две сцены с одним и тем же мотивом воздетых к небу рук; направо — стоят в
позе орантов Авраам и Исаак, благодарящие Бога после чудесного появления овна; налево
— мужская и женская фигуры стоят подле треножника, на котором лежат рыба и хлеб;
мужчина дотрагивается до рыбы, а женщина подняла руки вверх. Трудно решить, должны
ли мы здесь видеть евхаристию или просто домашнюю предобеденную молитву. Правее и
левее этих изображений помещено, в особом обрамлении, по безбородой мужской фигуре
с киркой в поднятых руках: это те могильщики (фоссоры), которые трудились над рытьем
катакомб. В художественном отношении прежде всего останавливает на себе внимание
декоративное единство этой росписи, достигнутое строго симметричным соответствием ее
элементов друг другу. Ошибкой некоторых исследователей, как, например, Шпрингера,
было признавать эту симметрию только в плафонной живописи отдельных камер. Что
касается содержания этих фресок, то надо заметить, что здесь, как и в прочих катакомбах,
чисто декоративные, символические, бытовые и исторические изображения связаны в
одно целое, отражающее веру христиан в Искупление.

Рис. 4. Психея. Фреска крипты св. Нерея в катакомбе Домитиллы в Риме.

Рис. 4. Психея. Фреска крипты св. Нерея в катакомбе Домитиллы в Риме.

Рис. 4. Психея. Фреска крипты св. Нерея в катакомбе Домитиллы в Риме.

Все изображения этого рода мы находим и в остальных римских катакомбах. К
декоративному циклу относятся, например, исполненные в античном духе фрески крипты
св. Януария в катакомбе Претекстата, с изображениями времен года, олицетворенных
фигурами детей, собирающих розы, колосья, виноград и маслины, или фреска крипты св.
Нерея в катакомбе Домитиллы, где Психея в длинной одежде рвет цветы. Наоборот, в
кругу христианских представлений совершенно символический характер принимает образ
легендарного языческого певца Орфея. В катакомбе Домитиллы, на одной акре, он
представлен сидящим среди диких зверей и укрощающим их игрой на лире, а на потолке
одной из камер катакомбы Калликста он окружен агнцами и, таким образом,
приближается уже к типу Доброго Пастыря. Своим появлением в древнехристианском
искусстве Орфей обязан отчасти чудодейственной силе своей лиры, отчасти идее
бессмертия, которой были проникнуты орфические таинства. Впрочем, уже в III столетии
он исчезает из сюжетов катакомбной живописи.

Портреты умерших в росписях.

К реалистическим изображениям, кроме столь часто встречаемых фоссоров,
относятся прежде всего портреты умерших. Но и в этих изображениях явления
действительности легко соединяются с символизмом. На большой фреске «крипты пяти
святых» в катакомбе Калликста пять мужских и женских фигур, имена которых
обозначены надписями, изображены стоящими с молитвенно воздетыми руками среди
цветущего райского сада; подобным же образом «семейные трапезы», которые нередко по
своему содержанию могут быть сопоставлены с языческими поминальными обедами, в
некоторых случаях, как, например, в так называемой греческой капелле катакомбы
Прискиллы, представляя собой братские трапезы (агапы), намекают на Тайную Вечерю
или даже на мистические небесные пиршества праведников.

Библейские сюжеты в росписях.

Далее следуют главные образы христианского цикла. Самого Бога Отца в эту эпоху
еще не изображают, но нередко изображается Его рука, исходящая из облаков, как,
например, в сцене жертвоприношения Исаака в Острианском цеметерии или в
композиции «Моисей, получающий заповеди» в катакомбе св. Петра и Марцеллина. Что
касается изображения Спасителя, то оно появляется уже в ранней катакомбной живописи,
иногда в виде Младенца на коленях Богоматери, как, например, в прекрасной фреске
катакомбы Прискиллы, иногда в виде юноши, как в сцене Крещения в крипте Луцины,
иногда все еще в юношеском и безбородом типе, в виде чудотворца, например в сцене
Воскрешения Лазаря в последней из капелл Святых Таинств; наконец, к концу этой эпохи
Христос является как Учитель среди Своих учеников, например во фреске Острианского
цеметерия. Самым ранним из дошедших до нас изображении Пресвятой Девы надо
считать вышеупомянутую фреску в катакомбе Прискиллы: Богоматерь с чертами
римлянки сидит в полуобороте налево; Младенец берет ее грудь. Над ней изображена
звезда, а перед ней стоит, указывая рукой на звезду, безбородый мужчина, которого мы,
вместе с Краусом и Вильпертом, признаем за пророка Исаию. Это серьезная, спокойная,
говорящая сердцу сцена, в которой, так сказать, предчувствуются все будущие Мадонны.
Почти в то же время появилась Пресвятая Дева на потолочной фреске той же катакомбы,
но уже без Младенца, сидящая на троне, перед которым стоит юный ангел-
благовеститель, быть может наиболее древний из дошедших до нас ангелов христианского
искусства. В течение всей доконстантиновской эпохи ангелы изображаются, как в
приведенном примере, в виде одетых в тунику и плащ бескрылых юношей. В виде
крылатых юношей они появляются, примыкая к эллинистическим изображениям
викторий, сначала в искусстве христианского Востока, но и здесь только после победы
христианства над язычеством.

Большинство римских катакомбных фресок изображает библейские события,
причем ветхозаветные сюжеты воспроизводятся чаще, чем новозаветные, за исключением
Доброго Пастыря, и быть может, не простая случайность, что древнейшие из
сохранившихся римских катакомбных росписей, а именно фрески галереи Флавия в
катакомбе Домитиллы (I столетия), кроме небольших декоративных пейзажей,
виноградной лозы с крылатыми детскими фигурами и символических изображений
Доброго Пастыря и поминальной трапезы, содержат в себе всего две ветхозаветные
сцены: «Ной в ковчеге» и «Даниил во рву львином». Даниил обычно изображается нагим,
en face, между двумя львами в геральдическом стиле. Три отрока в печи огненной имеют
на головах фригийские шапки и стоят в позе орантов среди языков пламени. Ной,
которому голубь несет масличную ветвь, плывет по волнам один, в небольшом ящике (ср.
с античными вазовыми изображениями Данаи, брошенной в море).

Цикл новозаветных сцен в катакомбной живописи начинается, как теперь
установлено, «Благовещением». Далее следует «Поклонение волхвов», которые
изображаются в количестве то двух, то трех, то четырех, во фригийской одежде,
шествующими к Богоматери, держащей Младенца на своем лоне. Некоторые фрески этой
эпохи, несомненно, представляют Крещение Господне. Последний разряд новозаветных
композиций — Чудеса Спасителя. Что касается Его Страстей, то их изображения
совершенно отсутствуют, если только не признавать, вместе с Вильпертом, одну из сцен
так называемой крипты Страстей Господних за «Воинов, издевающихся над Христом» или
за «Бичевание». В сценах Чудес, за исключением «Исцеления кровоточивой», Спаситель
является всегда без апостолов. Исцеленный, он встречается, по крайней мере, 12 раз.
Почти вдвое чаще попадается «Умножение хлебов Спасителем», Который касается жезлом
стоящих перед Ним хлебных корзин. «Воскрешение Лазаря», имеющего вид мумии,
стоящей перед входом в гробницу, повторяется не менее 39 раз (Геннеке). Не надо
забывать, что победа над смертью была ядром христианской догматики.

Рис. 5. Богоматерь и пр. Исаия. Фреска в катакомбе Прискиллы в Риме.

Рис. 5. Богоматерь и пр. Исаия. Фреска в катакомбе Прискиллы в Риме.

Рис. 5. Богоматерь и пр. Исаия. Фреска в катакомбе Прискиллы в Риме.

Во всех катакомбных фресках изображенное действие разыгрывается возможно
меньшим количеством фигур, крайне просто и спокойно. Так как одни и те же сюжеты
трактовались приблизительно одинаково во всех, в том числе и во внеримских,
христианских катакомбах, то надо полагать, что отдельные живописцы-декораторы
кубикулов не компоновали изображения самостоятельно, а придерживались образцов,
выработанных путем коллективного творчества. Как бы то ни было, эта чуждая внешних
эффектов живопись вышла из сердца и говорит прежде всего сердцу.

Росписи стеклянных сосудов.

К древнехристианской живописи можно отнести также изображения на золоченых
стеклянных сосудах. От большинства этих сосудов сохранились лишь двойные донышки
и между двумя их пластинками заключен тонкий золотой листок, в котором выскоблен
рисунок, иногда оживленный раскраской. Хотя родина подобных золоченых сосудов, как
надо полагать, Восток, однако большая их часть найдена в римских катакомбах. Самые
древние из таких сосудов мифологическими и реалистическими сюжетами своих
изображений свидетельствуют о своей принадлежности языческому времени. Из сосудов
доконстантиновской эпохи, отличающихся тонкостью рисунка и шрафировки, всего один,
принадлежащий Ватиканской библиотеке, украшен, несомненно, христианским
изображением, и это последнее — опять-таки Добрый Пастырь. В этих произведениях
древнехристианского искусства, как и во всех прочих, символические изображения
предшествуют историческим, библейским сюжетам.

1 — Росписи в катакомбах

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий