Изделия из слоновой кости 5 века.

Древние христиане унаследовали от римлян мастерство резьбы на слоновой кости.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Скульптура

Тесно ограниченную, хотя и богатую саму по себе художественную область
пластики представляет мелкая древнехристианская резьба по слоновой кости, среди
продуктов которой главную роль играют двойные доски (диптихи), отдельные пластинки
и прямоугольные или круглые ящички. Штульфаут пробовал распределить важнейшие из
дошедших до нас раннехристианских изделий из слоновой кости по школам римской,
миланской, равеннской и монцской. Но это деление нельзя установить на самом деле.
Идти по лабиринту исследования этой области в настоящее время всего надежнее под
руководством Гревена и Фёге.

Диптихи из слоновой кости (дощечки для записей).

Из диптихов, внутренние стороны которых предназначались для письма, а внешние
были украшаемы резьбой, так называемые консульские диптихи были наследием
языческого Рима. Консулы и другие правительственные лица раздаривали украшенные их
портретами диптихи в торжественные и праздничные дни. К 406 г. относится диптих
консула Аниция Проба в ризнице Аостского собора, к 420 г.- доска от диптиха консула
Феликса в Парижской Национальной библиотеке. На этой доске представлен дородный
сановник в парадной одежде, стоящий между занавесками балдахина; V столетию,
вероятно, принадлежат также четыре известные пластинки Британского музея,
составлявшие части ящика, с изображениями поучающего Христа, Суда Пилата, Распятия
и Воскресения; большеголовые и приземистые фигуры расположены тем не менее
довольно хорошо. По нашему мнению, эти рельефы скорее римского, чем греческого
происхождения. Этим и другим подобным произведениям можно противопоставить
диптих Галлы Плацидии в соборной ризнице Монцы, с его длинными и тонкими
фигурами, исполненный, очевидно, на другой, более близкой к греческому Востоку почве.
Вообще, уже a priori можно заключить, что резьба по слоновой кости произошла из
Африки, родины этой кости, и ведет свое начало не из Рима, а с Востока. Лучшие изделия
этого рода, если они даже и римского происхождения, сработаны, несомненно, руками
греческих мастеров; образцом может служить, например, великолепная пластина
Мюнхенского Национальнoгo музея, в нижней части которой изображены Жены-
мироносицы у Гроба Господня, а наверху, справа, — Вознесение Христово.

Настоящим греко-восточным духом веет от драгоценной таблетки Британского
музея V в., изображающей крылатого ангела, нечеловечески мощную и вместе с тем очень
натуральную фигуру, стоящую на ступенях роскошно орнаментированной полукруглой
ниши. Часто упоминаемый диптих Берлинского музея, с изображениями на одной доске
бородатого Спасителя между апостолами Петром и Павлом, а на другой — Богоматери,
сидящей на престоле между крылатыми ангелами, принадлежит VI в. и близок по стилю к
равеннскому епископскому седалищу.

Рис. 31. Диптих консула Феликса 420 г.

Рис. 31. Диптих консула Феликса 420 г.

Рис. 31. Диптих консула Феликса 420 г.

Рис. 32. Крылатый ангел. Резьба по слоновой кости.

Рис. 32. Крылатый ангел. Резьба по слоновой кости.

Рис. 32. Крылатый ангел. Резьба по слоновой кости.

Изделия из слоновой кости в Сирии.

Еще ряд подобных произведений может быть, со значительной степенью
вероятности, включен в сирийско-египетский круг. Сирийско-египетской признают,
например, небольшую овальную коробку из слоновой кости в Берлинском музее, с
рельефами, изображающими эпизоды юных лет Спасителя. Во главе эллинистическо-
александрийских изделий подобного рода нужно поставить знаменитую пиксиду
Берлинского музея, относящуюся к IV столетию; на одной ее стороне тонким рельефом
изображен юный Спаситель среди апостолов, на другой — Жертвоприношение Исаака. К
числу лучших эллинистическо-александрийских изделий несколько более позднего
времени принадлежит много раз описанная доска императорского диптиха в Луврском
музее, происходящая из коллекции Барберини в Риме, с изображением императора —
вероятно, Константина Великого — верхом на коне, как победителя в борьбе за святую
веру. Александрийско-византийским можно признать рельеф Трирского собора,
представляющий перенесение мощей в одну из Константинопольских церквей; уже
египетско-коптского признает Стриговский резную «доску Христа» Равеннского музея с
очень вытянутыми фигурами. И в этой области научное исследование еще далеко не
сказало своего последнего слова.

1 – Первые христианские скульптуры2 – Скульптуры 5-6 веков.3 – Сюжеты на римских саркофагах5 – Металлические изделия6 – Эллинизм и древнее христианство

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий