Скульптура и рельефная пластика раннего христианства (4-6 века). Статуэтки доброго пастыря.

Скульптура не получила такого развития в древнем христианстве как мозаика, однако первые скульптурные произведения были найдены и в них усматривается влияние эллинизма.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Скульптура

В противоположность живописи скульптура, со своими крупными,
монументальными, согретыми жизнью, высокоидейными произведениями, получила
доступ в церкви не тотчас после победы христианства. Древнехристианская скульптура не
создала ничего такого, что равнялось бы, в отношении достоинства, с мозаиками. Но
катакомбным фрескам соответствуют во многих отношениях рельефы саркофагов,
миниатюрам — небольшие, резанные из слоновой кости рельефы. Таким образом,
древнехристианскую скульптуру составляли большей частью продукты прикладного
искусства; они могли быть легко перемещаемы из одного пункта в другой, и потому место
их находки не всегда указывает на их происхождение, а так как, вследствие владычества
турок, враждебных всякого рода изображениям, от скульптур некогда эллинистического
Востока сохранились лишь ничтожные фрагменты, представляется трудным, для
определения родины занесенных на Запад произведений, открывать признаки,
характеризующие искусство главных центров христианского Востока. Всем, о чем
догадываемся теперь по этой части, мы обязаны исследованиям Байй, Штульфаута,
Гревена и Стриговского.

Скульптурные портреты (статуи).

В круглой скульптуре этого времени преобладали портреты, а также статуэтки
Доброго Пастыря. О бронзовой конной статуе Теодорика Великого в Равенне мы знаем
только из письменного предания. Величественную, византийски строгую бронзовую
статую императора, красующуюся на рыночной площади города Барлетты в Нижней
Италии, считают изображением Феодосия, но правильнее видеть в ней фигуру Ираклия
(610-641). Самой знаменитой статуей святого рассматриваемой нами эпохи считалось
бронзовое изваяние апостола Петра в Петровском соборе в Риме, до той поры пока
Викгофф не доказал, что ее следует отнести, самое раннее, к XII столетию. Несмотря на
веские возражения Вентури и других, мы продолжаем разделять мнение Викгоффа; на
позднее средневековье указывает уже внутренняя оживленность этой статуи при ее
внешней неподвижности; кроме того, схематизированные таким образом завитки волос и
бороды еще не встречаются в древнехристианской пластике. Статуэтки Доброго Пастыря
получают в эту эпоху несколько иной вид: юноша держит в правой руке все четыре ноги
лежащего на его спине ягненка; в левой руке у него — пастушеский посох. Лучше других
сохранившийся экземпляр таких статуэток, более грубых сравнительно с
доконстантиновскими, находится в Латеранском музее. Два других принадлежат
Константинопольскому музею, один — Афинскому Национальному музею и один — музею в
Спарте. Уже места находок этих скульптур свидетельствуют об их эллинистическом
происхождении.

Рельефная пластика

В области древнехристианской рельефной пластики из множества посредственных
рельефов на саркофагах и резных из кости изображений любопытны прежде всего
некоторые произведения особого характера. Еще IV столетию принадлежит
прямоугольный, теперь разобранный на части, ящичек слоновой кости в христианском
музее Бреши, признаваемый мощехранительницей (липсанотекой). В его рельефах,
отличающихся искусным разделением полей, спокойной ясностью композиции и
уверенной чистотой форм, сопоставлены вместе важнейшие события Ветхого Завета и
Нового Завета. Эта изящная вещица — несомненно греко-восточного, вероятно
малоазийского, происхождения.

Рис. 26. Распятие. Резной из дерева рельеф на дверях церкви св. Сабины в Риме.

Рис. 26. Распятие. Резной из дерева рельеф на дверях церкви св. Сабины в Риме.

Рис. 26. Распятие. Резной из дерева рельеф на дверях церкви св. Сабины в Риме.

Рельефные изображения на церковных деревянных дверях.

На рубеже IV и V вв. стоят вновь открытые для науки Ад. Гольдшмидтом
деревянные двери портала церкви св. Амвросия в Милане. Главные панно обеих
половинок заполнены рельефными изображениями из истории Давида, но они так
попорчены и реставрированы, что только два панно, хранящиеся в архиве этой церкви,
могут считаться еще подлинными. Их родина навряд ли может быть определена.

Сохранившиеся знаменитые деревянные двери портала церкви св. Сабины в Риме,
резанные в V столетии, очень важны для истории искусства. Их створки были украшены
28 удачно размещенными рельефными, роскошно обрамленными панно, из которых
дошли до нас 10 малых и 8 больших. 5 панно содержат в себе изображения новозаветных
сюжетов, 13 представляют ветхозаветные сцены. На первой слева доске верхнего ряда
изображено Распятие. Три креста, обозначенные только концами поперечных брусьев,
стоят в ряд перед фронтонами города. Спаситель почти вдвое больше разбойников. Все
три фигуры нагие, и только их чресла прикрыты небольшими драпировками. Ступни их
ног поставлены врозь. Формы здесь так грубы и безжизненны, как будто искусство, вводя
в свои двери новое таинство, возвратилось к своему младенчеству. Но другие сцены, как,
например, Взятие пророка Илии на небо, или Вознесение Господне, выполнены лучше,
живее и помещены в более богатой пейзажной обстановке; еще одухотвореннее и вместе с
тем пластичнее такие композиции, как, например, торжественный апофеоз Церкви. Над
этими дверями работали, несомненно, три разных резчика; был ли в их числе хотя бы
один римлянин? Стриговский приводил основательные доводы в пользу малоазийского
или сирийского происхождения всех этих рельефов.

2 – Скульптуры 5-6 веков.3 – Сюжеты на римских саркофагах4 – Резьба на слоновой кости5 – Металлические изделия6 – Эллинизм и древнее христианство

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий