Каллиграфическая школа Санкт-Галлена. История искусства Карла Вёрмана.

Описание иллюстраций к рукописям Санкт-Галленского монастыря и рукописям Пруденция.

Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050
гг.)
Живопись

Рукописи Санкт-Галленского монастыря: Золотая Псалтырь.

Санкт-Галленская школа, первоначально шедшая в орнаменте своим путем,
подпала под западнофранкское влияние с 870 г., к которому в изображениях фигур вскоре
присоединились традиции группы Ады. Особенного внимания заслуживают две часто
упоминаемые учеными рукописи, хранящиеся в библиотеке Санкт-Галленского
монастыря: Псалтырь, написанная Фольхардом раньше 872 г., и изданная Раном
знаменитая Золотая Псалтырь. Первая рукопись замечательна богатой орнаментацией
инициалов, в которой плетенка комбинируется с лиственными завитками; встречающиеся
в ней кое-где фигуры грубо и неумело нарисованы и безвкусно раскрашены. Что касается
Золотой Псалтыри, то она принадлежит к великолепнейшим в своем роде произведениям
конца IX в. К лиственному и плетеному орнаментам ее инициалов присоединяются
головы животных; изредка примешиваются и части человеческих фигур. В настоящих
изображениях фигур заметна большая оригинальность художественного замысла, чем в
рукописях, рассмотренных нами раньше. Шестнадцать миниатюр представляют эпизоды
из истории царя Давида. Красноватый контурный рисунок слегка иллюминирован яркими,
иногда не совсем натуральными красками, сцены битв, при всех ошибках в рисунке и при
неестественности поз фигур, переданы своеобразно и жизненно. Какое расстояние
отделяет эту рукопись от античного стиля Библии Карла Лысого, показывают хотя бы
деревья, которые в Библии, написанной около 850 г. в Туре, изображены еще натурально,
в духе античной стенной живописи, тогда как в Псалтыри, о которой мы говорим,
написанной в Санкт-Галлене ровно полустолетием позже, они состоят только из
стилизованных стволов со стеблевидно-изогнутыми голыми ветвями, на концах которых
сидят отдельные большие стилизованные листья. Здесь ясно сказывается переход к эпохе
зрелого средневековья. Для оценки каролингской живописи миниатюр важно то
обстоятельство, что имена каллиграфов, иллюстрировавших каролингские рукописи,
приписываемые северофранцузским монастырям, как и рукописи, изготовленные на
немецкой почве, — сплошь германские: Готтшальк (Годескальк), Лейтгард и Ингоберт
такие же чистые немцы, как и вышеупомянутый Фолькгарт (Фольхард) из Санкт-
Галлена.

Иллюстрации к рукописям Пруденция.

Каким образом циклы изображений, сложившиеся еще в христианской древности, в
IV и V вв. удержались и даже получили от каролингской эпохи до оттоновской
дальнейшее развитие во всех местах в высшей степени разнообразно, лучше всего можно
проследить по рукописям Пруденция, тщательно исследованным Р. Штеттинером. Мы
имеем в виду рукописи «Психомахии», «известнейшего произведения самого любимого
древнехристианского поэта». Содержание ее — аллегорическая битва добродетелей с
пороками. Редко аллегорические фигуры изображались с такой силой и жизненностью,
как в миниатюрах, иллюстрирующих списки этой поэмы. Большинство списков
Пруденция принадлежит поздней каролингско-оттоновской эпохе. Самый древний из них,
хранящийся в Бернской городской библиотеке, сделан во второй половине IX столетия в
Санкт-Галлене. Легко убедиться, что все они восходят к одному прототипу, но при
ближайшем их рассмотрении можно также заметить, что они в отношении иллюстраций
распадаются на несколько групп, характеризуемых большим или меньшим пониманием
форм и большими или меньшими отклонениями от первоначальных мотивов
изображений. Миниатюры группы рукописей Парижской Национальной, Лондонской,
Лейденской (Cod. Vossiani) и Кембриджской библиотек примыкают, несомненно, к
оригиналу, еще близкому к древнехристианскому прототипу, тогда как в основу
миниатюр другой группы, которой принадлежат, например, брюссельская, бернская,
санкт-галленская, вторая парижская (Национальная библиотека) и вторая лейденская
(Cod. Burmanni), лег экземпляр каролингского времени.

1 — Церковные фрески2 – Рукописи: группа Ады.4 — Турская школа калиграфии5 — Реймсская и мецская каллиграфия.7 — Оттоновские рукописи.8 — Рукописи при Генрихе II

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий