Прикладная живопись в христианском искусстве 4-6 веков.

рисунки на тканях, орнаменты, сюжеты, христианская прикладная живопись. %Древние христиане украшали рисунками и орнаментами бытовые предметы. Особенно был развит ткацкий рисунок.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Живопись

В высшей степени редки произведения станковой живописи, относящиеся к
рассматриваемому нами периоду. Стриговский издал две иконы с погрудными
изображениями святых, которые принадлежат Киевской Духовной академии и в которых
как бы продолжает жить античная энкаустическая портретная живопись, знакомая нам до
сей поры только по египетским портретам при мумиях. Эти иконы, вероятно VI столетия,
вышли из синайского монастыря. На одной представлены св. Сергий и Вакх с большими
нимбами вокруг головы; вверху, между ними, — лик Спасителя, окруженный также
нимбом.

Рис. 24. Св. Сергий и Вакх. Энкаустическая икона.

Рис. 24. Св. Сергий и Вакх. Энкаустическая икона.

Рис. 24. Св. Сергий и Вакх. Энкаустическая икона.

Золочёные сосуды.

С прикладной живописью этого времени знакомят нас прежде всего христианские
золоченые сосуды, большинство которых, и притом лучших, принадлежит второй
половине IV в. Находки, сопоставленные Фопелем, указывают на то, что и эти сосуды
изготовлялись также в Александрии раньше, чем в Риме. На донышках сосудов
повторяются все христианские изображения катакомбных фресок и римских саркофагов.
Некоторые сюжеты, как, например, «Распиливание пророка Исаии», встречаются
исключительно здесь. Но дошедшие до нас черепки этих некогда блиставших позолотой и
раскраской стеклянных сосудов не настолько интересны в художественном отношении,
чтобы дольше останавливать на себе наше внимание.

Рисунки на тканях в христианской культуре IV-VI веков.

Гораздо интереснее, как приложения живописи к ремеслу, льняные, шерстяные и
шелковые ткани этого времени. Литературные источники не оставляют никакого
сомнения насчет того, какую роль в искусстве рассматриваемой эпохи играли украшенные
фигурными изображениями и узорами материи церковных завес и одежд. Но имелось
лишь очень небольшое число памятников этого рода, пока не были открыты христианские
гробницы Египта, наполнившие европейские музеи богатейшими (хотя и сохранившимися
большей частью в лоскутах) образцами коптского ткацкого искусства; они тщательно
изучены Форрером, Гершпахом, Гиглем, Стриговским и др. Первым трем столетиям н. э.
принадлежат пурпурные полосы с вытканными на них белыми охотничьими сценами,
крылатыми амурами, гладиаторами, героями и божествами. Начиная с IV столетия тканые
изображения становятся одновременно христианскими и цветными. В V — VI столетиях,
при все ухудшающемся рисунке, они достигают удивительной красочности. Далее,
начиная с VII в., возрастающая геометризация узоров и фигур свидетельствует о полной
победе коптского стиля над эллинистическим. Принадлежавшая Форреру, в Страсбурге,
цветная шелковая вышивка с архиерейского паплия VI в. украшена уже вполне
схематично стилизованным Распятием. На одной ткани собрания Парижской
Гобеленовской мануфактуры изображен на красном фоне коптский святой, ошибочно
считающийся св. Георгием, скачущий верхом на коне. На коптских тканях Берлинского
художественно-промышленного музея изображения (Даниил во рву львином, Христос и
апостол Петр) оставлены натурального цвета материи, на красном фоне. Узоры коптских
тканей особенно интересны для истории орнаментики. Они убеждают, что коптская
орнаментика хотя и восприняла некоторые древнеегипетские элементы, но вообще
продолжала развиваться на почве эллинистической традиции в восточном духе, а полная
аналогия этих узоров с орнаментальными мотивами мозаичных обрамлений, миниатюр и
золоченых сосудов свидетельствует, что орнаментика во всем древнехристианском
искусстве первоначально двигалась по общему пути, пока не одичала на Западе и в то же
самое время не перешла на Востоке, под персидским влиянием, в схематическую
утонченность. Из античных орнаментов, как на коптских тканях, так и в церковных
мозаиках, продолжают появляться меандр и простая волнистая полоса. Так называемые
овы и шнуры перлов в редких случаях сохраняют свою классическую форму; в
особенности шнуры перлов то принимают вид разъединенных и помещенных рядом
овалов и круглых бус, то просто чередуются; составленные из дужек бордюры, нередко
усаженные розетками, как бы предваряют романские аркатурные фризы. Круги и
четырехугольники со вставленными в них четырехлистниками подготавливают
аналогичный готический вырезной орнамент. Древние восточные зубцы пробуждают к
новой жизни. Плетеный орнамент везде имеет наклонность переходить с обрамлений на
сами панно, образуя новые варианты плетения наряду со старыми.

В растительной орнаментике, к которой часто в сильной степени примешиваются
мотивы животного мира, кустистый аканф развивается преимущественно в вертикальном
направлении. Настоящий завиток аканфа под влиянием восточного искусства утрачивает
свою пышную римскую форму. Волнообразные стебли вновь выступают яснее. Листья
винограда и плюща получают схематичную сердцевидную форму. Вообще именно в
области плоскостной орнаментации мы встречаемся повсюду с тем фактом, что
накопление орнаментов в западных странах в V-VII столетиях вело к некоторому хаосу, в
котором крылись, однако, зародыши блестящего будущего, тогда как византийскому
искусству, как и его дальневосточным предтечам, удалось уже теперь выкристаллизовать
из унаследованного запаса изящные, хотя и незамысловатые формы и
комбинации.

1 – Настенная живопись2 – Изображение святых3 – Мозаики Рима IV века4 – Мозаики греческого Востока5 – Мозаики Равенны. Италия6 – Книжная живопись7 – Рукописи из Александрии

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий