Орнаменты в Ирландских миниатюрах – искусство книжной иллюстрации в раннехристианскую эпоху. Англосаксонская миниатюра.

Постепенно развиваясь книжная миниатюра англии сформировалась в свою неповторимую англо-саксонскую школу миниатюрной живописи с неповторимыми орнаментами.

Западное искусство (VII — XI вв.)
Искусство Англии и Ирландии (650 — 1050 гг.)

Особенно затейлива и разнообразна орнаментация ирландских миниатюр, с
которыми знакомят нас капитальные сочинения Вествуда и графа де Бастара и
исследования Джильберта, Миддльтона, Мэри Стокс и Софуса Мюллера. Возможно, как
указывал Миддльтон, что ирландская орнаментика была изобретена собственно для
металлических изделий и только впоследствии перенесена с них в каллиграфические
работы монастырских келий; во всяком случае, орнаментация миниатюр выгодно
отличается от орнаментации металлических изделий большей свободой техники и
богатством красок, достигающим, наконец, полноты спектра.

Начальные буквы в ирландских рукописях очень развиты и украшены
орнаментами. Животные мотивы соединены в них с мотивами ленточного плетения.
Четвероногие вытянуты в ленту; на их длинные, лентообразные шеи насажены птичьи
головы. Человеческие фигуры совершенно искажены. Священные лица, даже там, где они
являются главными изображениями и занимают центральное место, трактованы плоско и
схематично. Их бороды и волосы превращены в ленты с закрученными концами, члены
зачастую вовсе пропадают. Как в первобытном искусстве, фигура ставится или
совершенно en face, или совершенно в профиль. Черты лиц обозначаются
геометрическими линиями, одежды — опять-таки лентами. Но бесконечное терпение и
любовь, с какими написаны эти миниатюры, и замечательная чистота и тщательность их
работы свидетельствуют о настоящем художественном воодушевлении их
исполнителей.

С VII по X столетие происходит переход орнаментальных мотивов от большой
простоты ко все более и более запутанным сплетениям и одновременно увеличение
количества употребляемых для них красок: к прежним желтой, красной, зеленой и черной
мало-помалу присоединяются синяя, пурпуровая и фиолетовая краски. Золото в
древнеирландской живописи миниатюр совершенно отсутствует. С течением времени
простые стилизованные листья начинают приближаться к формам романского характера,
подражающим аканфу; к четвероногим и птицам присоединяются змеи и, под конец,
крылатые драконы. Грациозный мотив спирали в виде трубы и в миниатюре не
переживает начала XI в. С середины этого века начинается заметный упадок.

Ирландское Евангелие из Дурро (Book of Durrow)

Во главе развития ирландской орнаментации рукописей должно быть, по нашему
мнению, поставлено хранящееся в Коллегии св. Троицы в Дублине Евангелие,
происходящее из Дурро (Book of Durrow). Его относят ко времени св. Колумбы (ум. в 598
г.), но по своему стилю оно едва ли древнее 650 г. Орнаментировано оно еще
сравнительно просто и ясно. Перед Евангелием от Матфея находится довольно вычурное
изображение ангела в виде бородатого мужчины. Символические животные остальных
трех евангелистов покрыты геометрическими узорами.

Рис. 45. Орнаментированная страница из Book of Durrow.

Рис. 45. Орнаментированная страница из Book of Durrow.

Рис. 45. Орнаментированная страница из Book of Durrow.

Евангелие Book of Kells (VII век).

Самое значительное и роскошное из ирландских Евангелий Book of Kells хранится
также в Дублинской коллегии Святой Троицы. Время его написания определяли различно:
большинство исследователей относило это Евангелие к VII столетию, а некоторые даже к
VI в., а еще Джильберт допускал, что оно принадлежит X столетию; Софус Мюллер, на
основании запутанности форм и богатства красок его орнаментации, отодвинул эту дату
до 900 г. Но оно едва ли моложе Евангелия Кётберта, которое, как доказано, написано в
начале VIII столетия. Человеческие головы и целые фигуры вплетены здесь в разных
местах в ленточные извивы прописных букв. В середине отдельных листов помещены
изображения евангелистов, затем Богоматери с Младенцем на лоне и некоторые
евангельские сцены, например пленение Христа в Гефсиманском саду. Насколько
орнаментация этого Евангелия полна своеобразной прелести, настолько же
отталкивающее, антихудожественное впечатление производят его фигурные композиции,
исполненные в каллиграфическом стиле.

Кроме Коллегии Святой Троицы в Дублине и Британского музея в Лондоне
ирландские рукописи одного стиля с вышеупомянутыми и более поздние находятся еще
во многих собраниях Великобритании и континента. Рукописи Санкт-Галленского
монастыря, как можно полагать, изготовлены отчасти ирландскими монахами, которых
привел с собой св. Галл.

Рис. 46. Мадонна

Рис. 46. Мадонна

Рис. 46. Мадонна

Искусство миниатюры на кельтском острове Ион.

Переход к англосакским иллюстрированным рукописям представляет собой часто
цитируемое Евангелие Кётберта (иначе — Дергёмское Евангелие), хранящееся в
Британском музее. Еще св. Колумба основал на Ионе, кельтском острове у западного
берега Шотландии, монастырь, сделавшийся одним из главных центров ирландской
миниатюрной живописи. К числу художественных колоний Ионы принадлежал
Линдисфарн, близ Дергёма, в Нортумберленде. Здесь, на английской почве, возникла
школа миниатюристов; здесь-то между 698 и 726 гг. было написано англосаксом
Идфритом и иллюминировано другим англосаксом, Этельуольдом, Евангелие св.
Кётберта. Орнаментация этой рукописи вполне ирландская, ново только употребление
золотой и серебряной шрафировки. Но сидячие фигуры евангелистов по своим формам и
манере письма уже очень далеки от каллиграфического стиля ирландских изображений. В
них отражается непосредственное влияние Рима, связь с которым меровингского времени
не подлежит сомнению. Тому же стилю принадлежит великолепное кельто-англосакское
Евангелие, Российская Национальная библиотека в Санкт-Петербурге.

Рис. 47. Евангелист Иоанн.

Рис. 47. Евангелист Иоанн.

Рис. 47. Евангелист Иоанн.

Англосакская школа миниатюрной живописи

При короле Альфреде (871-901) Нортумберленд подпал под франкское влияние.
Возникла чисто англосакская школа миниатюрной живописи. По заказу епископа
Винчестерского Этельуольда был написан великолепный, украшенный 30 миниатюрами
величиной с лист «Сборник церковных благословений» (Бенедикционал, 964 г.),
принадлежавший герцогу Девонширскому. Поля этой рукописи заполнены каролингским
лиственным орнаментом, а миниатюры, сюжеты которых по большей части взяты из
земной жизни Спасителя, исполнены в немецком живописном стиле оттоновского
времени

Таким образом, в XI и XII столетиях и в Англии была подготовлена почва для
дальнейших успехов искусства. Как ирландско-англосакское искусство влияло на
языческий скандинавский Север, указано в первом томе, и мы уже видели, что ирландско-
скандинавское искусство, тотчас же после обращения короля Гаральда в христианство,
стало примешивать к ленточным и животным сплетениям некоторые христианские
мотивы. На руническом камне из Иеллинге, поставленном Гаральдом в память его
родителей, изображен Христос в позе распятого, поддерживаемый переплетающимися
лентами. Таким образом, одно из последних произведений языческого искусства
скандинавского Севера сделалось одним из первых произведений его христианского
искусства.

1 — Введение.2 — Каменное зодчество.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий