Мозаичное искусство Равенны (Италия) 6 века.

Мозаики пятого и шестого веков в христианских церквях на территории нынешней Италии.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Живопись

Если мы возвратимся в Италию, то найдем и вне Рима любопытные и богатые
красками древнехристианские мозаики, например в баптистерии Неаполитанского собора
и в капелле св. Аквилина, в церкви св. Лаврентия в Милане. Еще более значительный
художественный интерес представляют роскошные, сохранившие до сей поры свежесть
красок церковные мозаики Равенны. После того как было указано нами на место,
занимаемое Равенной в истории архитектуры, едва ли есть надобность упоминать, что мы
считаем равеннскую мозаичную живопись самостоятельной, независимой от Рима ветвью
греко-христианского искусства.

Мозаики Сан-Джованни-ин-фонте в Равенне.

V столетию принадлежат в Равенне, прежде всего, знаменитые мозаики древней
крестильницы Сан-Джованни-ин-фонте. Мозаики купола и его пандантивов, вместе с
лепными украшениями стен, образуют одно роскошное целое. В среднем медальоне
купола изображено на золотом фоне Крещение Господне. Христос, уже с чертами лица
пожилого человека, бородатый, стоит в реке по чресла; сквозь прозрачные волны реки
просвечивает нижняя часть его тела. Напротив Иоанна Крестителя из воды поднимается
полуфигура бога реки Иордана, напоминающая собой античные олицетворения.
Следующий пояс купола имеет еще синий фон. Двенадцать золотых схематизированных
растений тянутся, наподобие спиц колеса, от нижней зоны купола, украшенной
апокалипсическими символами, к среднему медальону; в промежутках между ними
выступают 12 апостолов, в раздуваемых ветром одеждах, несущие на покрытых плащом
руках своих венцы.

Мавзолей Галлы Плацидии.

К V столетию относятся мозаичные украшения потолка и верхней части стен
мавзолея Галлы Плацидии. В главной композиции, в люнете над входной дверью,
Христос, в виде Доброго Пастыря, сидит среди агнцев в скалистой местности, поросшей
кустарником. Небо голубое; Христос, изображенный здесь как пастырь и вместе с тем как
властитель, имеет поверх золотой одежды пурпурную мантию. Во всей римской
мозаичной живописи нельзя найти другого образа столь благородного и
величественного.

Рис. 18. Равеннские мозаики: Добрый Пастырь, в усыпальнице Галлы Плацидии(вверху);шествие святых женщин, в церкви св. Аполлинария Нового, на северной стене (внизу).

Рис. 18. Равеннские мозаики: Добрый Пастырь, в усыпальнице Галлы Плацидии(вверху);шествие святых женщин, в церкви св. Аполлинария Нового, на северной стене (внизу).

Рис. 18. Равеннские мозаики: Добрый Пастырь, в усыпальнице Галлы Плацидии(вверху);шествие святых женщин, в церкви св. Аполлинария Нового, на северной стене (внизу).

Упадок мозаичного искусства Равенны в VI веке.

В VI столетии мозаичное искусство Равенны быстро принимает другой характер.
Композиция Крещения Господня в арианском баптистерии (S. Maria in Cosmedin)
представляет лишь неудачный вариант купольной мозаики в церкви Сан-Джованни-ин-
фонте. И мозаики, в три ряда украшающие собой стены среднего нефа базилики св.
Аполлинария Нового, замечательны как по своему великолепию, так и по новизне
сюжетов. Эскизы этой росписи были изготовлены еще при Теодорике, и тогда же были
выполнены оба верхних ряда картин; нижний же ряд закончен лишь при епископе
Агнелле (553-561), обратившем эту церковь в католическую. Верхний ряд содержит в себе
26 новозаветных сцен, по 13 с каждой стороны, которые тянутся вдоль нефа под самым
потолком. На северной стороне (слева от входа) изображены евангельские чудеса;
Христос в них еще юный и безбородый. На южной стороне мы встречаем впервые в
христианском искусстве ряд сцен, изображающих Страсти Господни; Спаситель
представлен плотносложенным, белокурым, бородатым. Но главные эпизоды Страстей,
Венчание тернием, Распятие и Воскресение, еще отсутствуют. Этот цикл изображений
заканчивается Женами-мироносицами у Гроба Господня. Путешествием в Еммаус и
Явлением воскресшего Христа одиннадцати апостолам. Все эти евангельские сцены,
византийский стиль которых доказан Рединым на многих деталях, изображены на золотом
фоне. Отдельные фигуры более схематичны, чем в церкви св. Марии Великой в Риме, но
их позы вообще спокойнее, понятнее и проще. В среднем ряду, в простенках между
окнами, помещены изображения пророков и святых величиной больше, чем в натуру.
Нижние фризы над колонными арками, вопреки всему, что было говорено не в их пользу
историками искусства, составляют главную суть общего впечатления, производимого
росписью этой церкви. На северной стороне — 22 святые жены, в белых одеждах,
отделенные одна от другой пальмами, шествуют от ворот Классиса к Приснодеве Марии,
сидящей в восточном конце фриза на престоле в неподвижной позе, en face, держащей
Младенца на своих коленях и окруженной четырьмя ангелами в образе крылатых юношей.
На южной стороне — святые мужи, также в белых одеяниях и разделенные пальмами, идут
от ворот Равенны к сидящему против Богоматери Спасителю, имеющему строгий вид.
Отдельные фигуры уже несколько монотонны и лишены выражения, но их торжественные
процессии, выделяясь на золотом фоне, производят неизгладимое художественное
впечатление. В них, так сказать, слышится далекий, последний отзвук процессий
Парфенонского фриза.

В середине VI в. на стенах равеннских церквей появляются изображения
византийской императорской четы, Юстиниана и Феодоры. Мозаики церкви св. Виталия,
иллюстрирующие, как доказали это Квитт и Шенкль, догмат о двух естествах Иисуса
Христа и исполненные, несомненно, по заказу самого Юстиниана, принадлежат к числу
важнейших произведений древнехристианской живописи. В середине главной абсиды, на
золотом фоне, Спаситель, еще юный и безбородый, восседает на земном шаре. Ниже
находятся две чисто византийские церемониальные композиции: на одной стороне
изображен Юстиниан, на другой — Феодора с их свитами: отталкивающее лицо
императора, с дряблыми, лишенными волос щеками, вздернутыми бровями, тонким носом
и брезгливо сжатыми губами, производит впечатление настоящего портрета. В
четырехугольном пространстве перед апсидой — две парные картины: изображен Авраам,
прислуживающий трем ангелам, и Жертвоприношение Исаака: справа кровавая жертва
Авеля и бескровная жертва Мелхиседека. Между ребрами крестового свода, которым
перекрыт хор, четыре крылатых ангела в длинных одеяниях поддерживают помещенный в
вершине свода цветочный венок с Агнцем Божием внутри. В этих полях еще чередуются
синий и золотой фоны, но в общем впечатлении росписи хора преобладает золотой фон,
на котором особенно эффектно выделяется зеленый цвет пейзажа обеих боковых
картин.

Мозаики архиепископской капеллы в Равенне только отчасти принадлежат
рассматриваемому времени, а в церкви св. Аполлинария in Classe лишь символическая
мозаика абсиды.

Все, что сохранилось в Равенне от мозаик конца VI и VII вв., свидетельствует о
таком же упадке мозаичного искусства, как и в Риме, но в Риме мы были в состоянии
проследить этот постепенный упадок на протяжении еще нескольких столетий. В
Константинополе мозаичное дело было пресечено иконоборством. А что Византия в то
время была на самом деле духовной владычицей мира, лучше всего выражено в одной
римской элегии конца VIII в: «Константинополь зовется новым Римом, и процветает он,
тогда как тебя, дряхлеющий Рим, покидают великолепие и добрые нравы».

Рис. 19. Мозаика церкви св. Виталия в Равенне: императрица Феодора со свитой(вверху);кровавое и бескровное жертвоприношение Авраама(внизу).

Рис. 19. Мозаика церкви св. Виталия в Равенне: императрица Феодора со свитой(вверху);кровавое и бескровное жертвоприношение Авраама(внизу).

Рис. 19. Мозаика церкви св. Виталия в Равенне: императрица Феодора со свитой(вверху);кровавое и бескровное жертвоприношение Авраама(внизу).
1 – Настенная живопись2 – Изображение святых3 – Мозаики Рима IV века4 – Мозаики греческого Востока6 – Книжная живопись7 – Рукописи из Александрии8 – Прикладная живопись

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий