Обзор различных отраслей Византийского искусство при династии Комнинов (11-13 века).

В период 11-13 веков в Византии бурно развивались почти все типичные для той культуры направления живописи и скульптуры но после арабских завоеваний почти ничеко не сохранилось.

Вторая эпоха расцвета средневизантийского искусства и его преемники на
востоке.
Введение. Искусство Византийской империи

Мозайки.

Главными памятниками средневизантийской мозаичной живописи, техника
которой отличалась особенной мелкостью стеклянных кубиков, нужно признать
обширные изображения в главной церкви монастыря св. Луки в Стириде, и в церкви
Дафнийского монастыря эти мозаики, исполненные позже построения самих церквей,
несомненно принадлежат времени Комнинов, вероятно началу XII столетия. В обеих
церквах в раковине главной абсиды изображена Богоматерь, с середины купола взирает
вниз Христос Пантократор, на четырех парусах представлены события юности Спасителя,
все стены покрыты многочисленными композициями на библейские сюжеты и образами
святых. При ближайшем рассмотрении в мозаиках Дафни можно, однако, заметить немало
отличий от мозаик монастыря св. Луки — отличий, имеющих значение для дальнейшего
развития. В середине купола отсутствуют ангелы, окружающие Пантократора в мозаике
монастыря св. Луки и других церквей; на «парусах» Сретение Господне заменено
Преображением. Много нового в распределении мозаик по остальным частям храма. Здесь
впервые появляется картина Успения Богородицы на том месте, которое потом всегда
отводила ей позднейшая византийская церковная живопись, а именно на внутренней,
западной стене церкви (не считая нартекса). Язык форм в мозаиках Дафни много живее,
чем в церкви св. Луки. В обеих церквах Христос, пригвожденный к кресту четырьмя
гвоздями, склоняет голову вправо; Его очи еще отверсты, но на дафнийской мозаике Его
руки изображены вытянувшимися под тяжестью тела. В композиции «Сошествие Христа
во ад» (заменившей в византийской иконографии «Воскресение») в дафнийской церкви
Спаситель, попирая ногами сатану, быстро направляется к Адаму и поднимает его левой
рукой, тогда как в той же композиции в церкви св. Луки Он влечет Адама за собой,
полуотвернувшись от него.

В мозаиках Дафни пропорции тела вообще правильны; черные контуры нередко
как бы пропадают в тех местах, где встречаются резко контрастирующие между собой
тона; колорит светлее, разнообразнее и жизненнее, чем в церкви св. Луки. Однако при
всей роскоши и эффектности мозаик Дафни, они уже очень далеки от свободы, которая
была свойственна византийскому искусству в начале македонской эпохи.

Если чисто византийские произведения этого рода служили образцами для
византийского искусства Италии, то, с другой стороны, мозаики, исполненные греческими
мастерами в Святой Земле во время крестовых походов, обнаруживают обратное влияние
западного искусства, особенно ясно выказывающееся в остатках мозаик 1169 г. в церкви
Рождества Христова в Вифлееме. Здесь были изображены родословие Христа (погрудные
изображения Его предков) и церковные соборы (изображения церковных зданий). Между
окнами продольного корпуса изображены колоссальные фигуры ангелов; как верхние, так
и нижние стенные картины были опоясаны фрезами из лиственных венков. От всей
совокупности этих мозаик веет западным духом.

Рис. 70. Сошествие Христа во ад.

Рис. 70. Сошествие Христа во ад.

Рис. 70. Сошествие Христа во ад.

Миниатюра в Византии

Некоторые из произведений станковой живописи, сохранившихся в афонских
монастырях и западных коллекциях и некогда украшавших стены греческих церквей,
восходят, быть может, к XII столетию. Легче, чем эти произведения, поддаются
определению современные им византийские миниатюры.

Различного рода книги духовного содержания, бывшие в ходу в предшествующую
эпоху, представляли собой и теперь арену художественной деятельности миниатюристов.
Но отдельные сюжеты приняли уже типичную форму, в которую они и продолжали
облекаться в позднейших византийских мозаиках и миниатюрах. Золотые фоны стали
единственно употребительными. Роскошные орнаменты, составленные из
схематизированных античных элементов и новых, цветочных узоров, часто родственных
арабо-персидским, заполняли собой более широкие, чем прежде, поля рукописей. В
инициалах, никогда не достигавших таких размеров, как на Западе, наряду с
отяжелевшими лиственными мотивами преобладали грациозные орнаменты,
составленные из животных и человеческих форм. Человеческие фигуры сильно
вытягивались в длину, движения теряли живость и делались вынужденными; иногда и
одежды изображались тяжело, без складок или с тугими, негнущимися складками; лицам
придавались безжизненные, сморщенные, старческие черты, характерные для
поздневизантийской миниатюры. В середине XI столетия колорит часто еще светел и
ясен; в нем розовый и лазоревый тона прекрасно гармонируют с золотом; но в течение XII
столетия краски становятся более темными и тусклыми. Для моделировки тела вместо
зеленоватых теней употребляются оливковые и коричневые. При всем том многие
рукописи эпохи Комнинов — настоящие шедевры.

В области иллюстрирования Псалтырей, в выполненных пером миниатюрах
«народного» стиля разница между формами македонской и комнинской эпох сразу
обнаружится, если мы сравним, по воспроизведениям Тикканена, фигуры хлудовской
Псалтыри с длинными, окоченелыми, малоголовыми фигурами Псалтыри Британского
музея, написанной в 1066 г. Подобные формы можно видеть, например, в миниатюре,
изображающей Распятие. К наиболее известным памятникам комнинской придворной
живописи принадлежат хранящиеся в Парижской Национальной библиотеке гомилии
Иоанна Златоуста, написанные для императора Никифора Вотониата (1078-1081), с
бесформенными фигурами, тугими складками одежд и лишенными выражения лицами,
тогда как Мартиролог Британского музея XII столетия отличается помимо своих тощих
фигур и жестких драпировок еще темным колоритом, свойственным этому
регрессировавшему веку.

Византийская вышивка на шелках.

Главными произведениями прикладной живописи и в это время были византийские
шелковые вышивки. К переходному времени (конец XI — начало XII столетия) относится
хранящаяся в ризнице Римского собора св. Петра великолепная одежда, ошибочно
называемая «далматикой Карла Великого». На ее передней стороне изображен в
благородных формах Спаситель, сидящий на радуге. Вышитые золотом и серебром
изображения эффектно выделяются на голубом шелковом фоне.

Изделия из слоновой кости эпохи Комнинов

Такие же формы, как и в миниатюрах, но, быть может, большее в своем роде
совершенство техники мы находим в лучших произведениях рельефной пластики эпохи
Комнинов. Среди них важнейшую роль играют по-прежнему изделия из слоновой кости.
Как длинны фигуры, размеренны телодвижения, тяжелы одежды на прекрасной пластинке
Парижского Кабинета медалей, изображающей благословляющего Спасителя, стоящего
на возвышении между императором Романом Диогеном (1068-1071) и его женой! Как
экспрессивны полуфигуры Спасителя, Богоматери и святых на костяной крышке
византийского деревянного ларца, принадлежащего XII в. и хранящегося во
Флорентийском Национальном музее! Всемирной славой пользовались еще и в то время
византийские литые бронзовые изделия, как о том свидетельствуют некоторые бронзовые
двери итальянских церквей, константинопольское происхождение которых удостоверено
документами или надписями. Их фигурные украшения большей частью походят по своей
технике на ньелли: врезанный рисунок выложен золотыми и серебряными проволочками;
руки, головы и ноги образованы пластинками благородного металла и отчасти
эмалированы. Четыре больших панно средних дверей собора в Амальфи (1066), двери
церкви Сант-Анджело у подножия Монте-Гаргано (1076), а также двери соборов в Трое,
Атрани (1087) и Салерно (1099) — великолепные образцы этой византийской техники. В
Риме лучшим произведением в этом роде были двери старой базилики Сан-Паоло фуори
ле Мура, изготовленные в Константинополе Ставракием в 1070 г. и украшенные
изображениями 54 сцен. Их остатки хранятся в ризнице этой базилики. И здесь
вытянутость фигур в длину характерна для конца XI столетия.

Изделия из золота

Среди византийских произведений золотых дел мастеров к этой эпохе может быть
с полной достоверностью отнесена «корона св. Стефана», в Будапештском Национальном
музее. Она украшена портретами императора из дома Комнинов, Михаила Дуки (1071-
1078), и его брата, Константина; помещенные на ней, кроме того, образы Спасителя,
архангелов и святых выполнены в вылощенном византийском стиле рассматриваемого
времени.

Заключение. Византия при Комнинах

Византийское искусство при династии Комнинов, несмотря на свой упадок в XII
столетии, все еще было искусством национальным, ново-греческим; по выработанности
техники и пониманию форм оно все еще стояло на более высокой ступени, чем
современное ему западное искусство; но самостоятельные порывы к новизне, которыми
отличалось это последнее, конечно, больше говорит нашему сердцу. Византийское
искусство хотя и не подчинило своему влиянию все художественные области, однако
оставалось руководителем европейского искусства, в особенности северо-восточного, но
также и итальянского, по крайней мере в Нижней Италии, Сицилии и Венеции, где, как
мы увидим, еще в целом ряде священных очагов пылало его пламя.

1 – Введение. Архитектура.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий