Общая статья об искусстве Грузии и Армении в период 11-13 веков.

Искусство Армении и Грузии в этот период находилось под сильным влиянием арабских стран и турции (архитектура) с одной стороны и византии (живопись) с другой, но постепенно появлялся национальный стиль.

Вторая эпоха расцвета средневизантийского искусства и его преемники на
востоке.
Искусство Армении и Грузии.

Арабское влияние на искусство Грузии и Армении

Армянское и грузинское искусство в конце XI столетия во многих отношениях
подпало под турецко-арабское влияние; однако основная форма храма, как
свидетельствует небольшая церковь Сурб-Григор в Ани, 1215 г., оставалась старой. Какой
радушный прием оказывался теперь арабским орнаментам, видно по куфической надписи
1063 г. над порталом одной церкви в Гелати, в Грузии. Впрочем, Грузия в эту пору
перешла от армянских архитектурных форм к византийским. В большой церкви
Гелатского монастыря (1089-1126) мы находим три восточные абсиды, внутри
полукруглые, снаружи многогранные, как в чисто византийских церквах; к армянской
орнаментике, получившей в Грузии особенно пышное развитие, теперь снова
примешиваются, наряду с турецко-арабскими мотивами, византийские растительные
завитки.

Рукописи и орнаменты в них

Для изучения армянской живописи почти единственным материалом служат
иллюстрированные рукописи, в которых даже фигурные изображения, оставаясь, в
сущности, византийскими, все более и более принимают армянский отпечаток. Уже в
таблицах канонов армянского Евангелия в библиотеке монастыря Сан-Ладзаро, близ
Венеции, рукописи 1193 г., наряду с полуциркульными арками встречаются
трехчетвертные арки, капители и базы колонн принимают армянскую шарообразную
форму, а в резких особенностях цветного орнамента выказывается персидское влияние.
Начиная с XIII столетия возникает настоящая армянская миниатюрная живопись, стиль
которой сохраняется почти без изменений вплоть до XVII столетия. Собственно
библейские композиции и здесь являются копиями византийских оригиналов, с
ничтожными добавками. Наоборот, светские сюжеты чаще всего имеют азиатский
характер. Орнаментика последовательно развивается дальше, исходя из указанных нами
выше начал. «Птичий» орнамент, в основе своей древнехристианский, становится
типичной принадлежностью национального армянского искусства. В инициалах Библии
1375 г., хранящейся в библиотеке общины армян-мхитаристов на острове Сан-Ладзаро,
мы находим самые причудливые сочетания птичьих и растительных форм. Поля
рукописей орнаментируются пальметтами со вставленными в них изображениями сирен.
Тикканен указывал на византийское происхождение подобных мотивов в букве E одной
армянской рукописи XV столетия. Своим художественно-историческим значением это
армянское искусство обязано элементам, внесенным в него извне; само же оно развило
дальше лишь немногое и тем менее было в силах создать что-либо новое.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий