Искусство церковной мозаики в Византии 5-6 века.

К сожалению большинство мозаик, которые были созданы на т.н. греческом Востоке (в основном в Византии и её столице Константинополе) не дошли до наших дней.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Живопись

Большую потерю для истории искусства составляет то обстоятельство, что
церковные мозаики греческого Востока до иконоборческой эпохи дошли до нас в весьма
незначительном количестве; к тому же немногое, что сохранилось, с трудом доступно
исследованию и еще труднее поддается отнесению к определенному времени. Еще свежее
изображение стоящей между архангелами Богоматери на абсидной мозаике в церкви
Панагии, близ деревни Кити на острове Кипр, Смирнов считает александрийской работой
V в., а еще более схематичную фигуру Богоматери, сидящей на престоле, в церкви
Панагии Канакарии на том же острове, — произведением VI в. Если для Запада
сохранились лишь письменные свидетельства о тех редких случаях, когда Пресвятая Дева
являлась главной фигурой в живописном украшении абсиды, то здесь, на греческом
Востоке, мы тотчас же встречаем это как общее правило; зато в середине купола,
игравшего столь видную роль в восточных церквах, обычно был изображен Спаситель.
Знаменитые купольные мозаики на золотом фоне в церкви св. Георгия в Фессалониках
мы, вместе с О. Вульфом, относим к рубежу IV и V столетий. По окружности купола стоят
фигуры святых с молитвенно воздетыми руками и полными экспрессии лицами; позади
них — роскошные, увенчанные попеременно куполами и фронтонами церковные здания,
нарисованные еще в перспективе; одежды святых еще сохраняют классическую укладку.
Имея знакомство с ходом развития византийской архитекторы эти, веков, можно
заключить, что Византия своим мозаичным искусством обязана, по всей вероятности,
также эллинистическому Востоку. Храм св. Софии был величайшим архитектурным
памятником Константинополя; не менее великолепны были и украшения его мозаики. В
них блестящий золотой фон царил безраздельно. В середине купола восседал Спаситель,
Судья мира. Все, что осталось от этого великолепия, после турецкого завоевания было
покрыто слоем штукатурки с матовой позолотой поверх нее. Небольшие куски росписи, с
которых штукатурка свалилась, имел возможность видеть и издать Зальценберг.
Некоторые исследователи приписывают эпохе Юстиниана кроме благородной фигуры
архангела также и известную мозаику нартекса, со Спасителем, сидящим на престоле,
относящуюся, однако, уже ко времени реставрации храма в IX столетии.

1 – Настенная живопись2 – Изображение святых3 – Мозаики Рима IV века5 – Мозаики Равенны. Италия6 – Книжная живопись7 – Рукописи из Александрии8 – Прикладная живопись

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий