Первые Византийские церкви на территории Греции (8-11 века).

Описание различных церквей Византии, построенных в 9-11 веках. Стиль и особенности их архитектуры.

Искусство христианского востока (около 700-1050 г.).
Введение. Византийское зодчество.

Церковь в Скрипту.

Древнейшая из сохранившихся церквей (873-874) македонского времени находится
в Скрипу, в Беотии. Два взаимно пересекающихся коробовых свода подчеркивают, как в
ее внешнем виде, так и во внутреннем, общую крестообразную форму плана; подобно
почти всем македонским церквам этого времени, она имеет три абсиды, но купол у нее
только один, с восьмигранным снаружи и цилиндрическим внутри барабаном,
возвышающимся над средокрестием. Это типичная крестообразная купольная церковь.
Можно, вместе с Вульфом, принять, что и некоторые «купольные базилики», которые мы
встречали в предшествовавшую эпоху на малоазийской почве, были воздвигнуты лишь
накануне рассматриваемого нами периода, а главное сооружение в этом роде, церковь
Успения Богородицы (Коймисис) в Никее, принадлежит македонскому времени. Эта
церковь, с ее перекрытыми коробовым сводом боковыми кораблями и с обширным
нартексом, представляет собой главный образец полубазиличных купольных
церквей.

Византийские церкви в Греции. Главная церковь монастыря святого Луки и
церковь в Дафнии.

К началу XI столетия относится великолепнейшая из всех византийских церквей
Греции — главная церковь знаменитого монастыря св. Луки в Стириде, в Фокиде, — здание,
которому Шульц и Барнсли посвятили специальное сочинение; полустолетием позже
построена церковь монастыря в Дафни близ Афин. Обе эти церкви увенчаны огромными,
в ширину трех абсид, куполами, покоящимися на восьми столбах, связанных системой
контрфорсов в одно массивное и прочное целое.

Подобную конструкцию мы находим в церкви св. Никодима в Афинах (1045),
главный купол которой окружен 12 малыми куполами. Переходное место между старой и
новой системами занимает любопытная церковь Неа Мони на острове Хиос, построенная
между 1042 и 1056 гг. Система восьмиугольных подпор, характеризующая интерьер
церквей монастыря св. Луки и монастыря Дафни, здесь отсутствует, или, точнее сказать,
выражена посредством восьми пар прислоненных к главным стенам двойных колонн,
поставленных друг на друга. Купол лежит прямо на четырехугольнике окружной стены,
всю ширину которой с восточной стороны занимают три абсидные ниши.

Церковь Богоматери в Константинополе.

Более изящный стиль представлен в Константинополе церковью Богоматери, Агия
Феотокос, сооруженной, по мнению Шуази, Байе и других, в IX столетии. Здесь барабан
среднего купола поддерживают четыре круглые колонны, соединенные арками; в
основании его — четыре «паруса»; три более низких купола высятся над нартексом; абсида
открывается наружу аркадой, барабаны куполов украшены снаружи также аркадами;
облицовка стен двухцветная. В небольшой старой кафедральной церкви Панагиа
Горгопико в Афинах уже выказываются многие особенности нового стиля. Из других
афинских церквей вполне выражают его красиво расчлененная церковь Капникарайя и
церковь Феотокос (Богоматери), но образцовым памятником этого стиля должна быть
признана малая церковь того же названия в монастыре св. Луки в Фокиде, высокий
купольный барабан которой особенно грациозно возвышается на парусах,
поддерживаемых колоннами.

Рис. 35. Западная сторона церкви Богоматери в Константинополе.

Рис. 35. Западная сторона церкви Богоматери в Константинополе.

Рис. 35. Западная сторона церкви Богоматери в Константинополе.

Монастыри на Афонской горе.

В македонское время начинают основываться монастыри на далеко вдающейся в
море святой Афонской горе, занимающей одну из кос Халкидского полуострова. Главные
здания 20 афонских монастырей, в которых еще и теперь продолжает существовать
византийское искусство, обычно окружены, по показанию Генриха Брокгауза,
четырехугольным двором; его середину, в противоположность западным монастырям,
занимает отдельно стоящая купольная церковь, специальный тип которой сложился,
однако, уже несколько позже.

1 – Влияние востока

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий