Византийская архитектура при Константине Великом и Юсниане. Храм святой Софии.

Описание различных архитектурных построек Константинополя при византийских императорах Константине и Юстиниане, в том числе, подробное описание архитектуры храма Святой Софии.

Христианское искусство (IV — начало VIII вв.)
Введение

Константинополь — богатый дворцами новый Рим, раскинувшийся на семи
холмах по берегу Босфора, средоточие византийского искусства; рассмотрим прежде
всего два столетия, прошедшие между смертью Константина и вступлением на престол
Юстиниана.

Первый период развития архитектуры Константинополя при императоре
Феодосии.

В Константинополе не было в таком количестве старых зданий для разграбления,
как в Риме, но зато обилие мрамора в Проконнесе (в Мраморном море) уже в IV в.
позволило появиться поколению каменотесов. Век Феодосия увидел первые ступени
развития нового, византийского зодчества, отступающего от общих римско-
эллинистических художественных форм, но тем не менее, как это доказал Стриговский,
тесно связанного с христианским искусством Передней Азии и Египта. Золотые ворота,
построенные Феодосием Великим между 388 и 391 гг., — древнейший византийский
архитектурный памятник этого рода. Простые и массивные, эти ворота производили
впечатление своими монументальными боковыми башнями, напоминавшими египетские
пилоны, и строгим величием белого мраморного фасада. Пилястры по сторонам их трех
пролетов украшены коринфскими капителями; на листьях аканфа здесь впервые в Европе
виден характерный для византийского искусства (быть может, перешедший из Египта)
глубокий разрез лопастей, который и тут был первым шагом к геометрической
стилизации. Дальнейшее развитие византийского стиля мы уже наблюдаем во Внешних
воротах, выстроенных полвека спустя. По обеим сторонам их пролета стоят колонны;
фасад украшен в два яруса ложными колоннами и антаблементами: прямоугольные поля,
образуемые этими последними, были заполнены рельефами на сюжеты из греческой
мифологии. Капители колонн — разновидность капителей стиля композита, с
прямостоячими листьями, вместо иоников (ов), между волютами; особенность их
составляют пластические изображения птиц, играющие роль угловых волют. В
противоположность суровой простоте Внутренних (Золотых) ворот, эти облицованные
разноцветным мрамором пропилеи уже отражают в себе возрастающую пышность
византийского двора.

Подземные водоёмы Константинополя – бодрумы.

Параллельное развитие архитектурных форм можно проследить по подземным
общественным водоемам Константинополя (бодрумам). Это обширные слабо освещенные
галереи, своды которых поддерживаются колоннами. В Александрии известны
великолепные пocтройки этого рода, в несколько ярусов один над другим, с колоннами из
белого мрамора и красного сиенита; александрийские зодчие строили и
константинопольские бодрумы эпохи Феодосия II. Древнейшие из дошедших до нас
бодрумов (сооруженные, по всей вероятности, около 421 г.) — Эшрефидже-Сокаги и
Чукур-Бостан. В первом — сводчатый потолок опирается на 28, во втором — на 32 колонны
коринфского, но уже с элементами византийского ордена; в обоих между капителью и
пятуй арки вставлен вышеупомянутый импост — скошенный книзу куб с трапециевидными
гранями, заменивший собой выступ антаблемента. Вопреки взглядам Портгейма, Ривойры
и других мы остаемся при том убеждении, что импост появился здесь раньше, чем где-
либо на Западе, даже раньше, чем в Равенне.

Церковь святого Иоанна в Константинополе.

Церковь св. Иоанна (мечеть Мирахора), воздвигнутая в 463 г. патрицием Студием,
— трехнефная базилика восточного типа. Ее нартекс (притвор) открывается наружу
четырьмя колоннами. Абсида — внутри полукруглая, снаружи многоугольная, боковые
нефы — двухъярусные, трансепта нет. На нижних колоннах лежит прямой антаблемен,
тогда как верхние соединены между собой арками. Импосты снова отсутствуют. Как раз
на лиственном орнаменте нижних антаблементов церкви св. Иоанна и ее капителей,
сохранивших в себе основную форму римского композитного ордена, Ригль выяснил
изменения в разрезе, характеризующие византийский стиль. Острозубчатые аканфовые
листья капителей, при разделении их на отдельные листики, представляются как бы
перистыми. Волнообразные завитки аканфа на абаках и выпуклом фризе (а и в) имеют
листья уже в форме геометрически правильных зубцов (с 3, 4 и 5 надрезами), изогнутых,
для равномерного заполнения данного пространства, в различных направлениях. На
капители, под карнизом (е — и) и среди листьев фриза помещены стилизованные
птицы.

Рис.9. Цистерна Бинбирдирек в Константинополе.

Рис.9. Цистерна Бинбирдирек в Константинополе.

Рис.9. Цистерна Бинбирдирек в Константинополе.

Архитектура Константинополя при императоре Юстиниане.

За веком Феодосия (V) следует в Константинополе век Юстиниана (VI). Если,
обращаясь к архитектурным памятникам этого века, мы заглянем сначала в подземный
мир водоемов, то наибольший интерес возбудит в нас опять-таки дальнейшее развитие
капителей. 240 столбов построенной в 528 г. цистерны Бин-бир-дирек («1001 колонна»)
свидетельствуют прежде всего, что в Константинополе в эту эпоху снова перестали
пользоваться импостом, но что в то же время капитель получила такую форму, при
которой она сама могла служить соединением между четырехугольной пятуй арки и
круглой колонной. Стороны абак становятся снова менее изогнутыми, и верхний квадрат
капители, как выражался Стриговский, «переводится в нижний круг посредством
постепенно наклоняющихся и переходящих одна в другую плоскостей». Эта византийская
воронкообразная капитель (ее иногда ошибочно называли также импостной капителью),
которую следует резко отличать от часто смешиваемой с нею романской кубовидной
капителью, начинает с этого времени господствовать в константинопольской архитектуре,
наряду с нею встречается ионическая импостная капитель, неудачный продукт
переходной эпохи.

Роскошные здания нерелигиозного характера украсили за это время столицу
Византийской империи. Все императоры, от Константина до Юстиниана, стремились
превзойти один другого в сооружении дворцов, бань, театров и ипподромов. Великолепие
площадей и улиц, окаймленных колоннадами и украшенных драгоценными
произведениями древнегреческой пластики, увеличивали четыре исполинские колонны,
господствовавшие над дворцами и храмами города. Порфировая колонна Константина на
Круглом форуме была увенчана, под именем императора, изваянием бога солнца
греческой работы. Колонна Феодосия Великого на Бычьей площади была, подобно
колоннам Траяна и Марка Аврелия в Риме, сплошь покрыта рельефами, расположенными
в виде спирали и изображавшими победы императора, на ее вершине стояла серебряная
статуя Феодосия. На нее походила колонна Аркадия на юго-западном холме города.
Колонна Юстиниана на площади Августа служила подножием для бронзовой конной
статуи императора, высотой 10 метров.

Из не дошедших до нас церквей рассматриваемой эпохи церковь св. Апостолов, как
свидетельствуют о том литературные источники, удержала свою прежнюю
крестообразную форму. Но только теперь она стала, подобно церкви св. Иоанна в Ефесе,
настоящей центральной постройкой и, получив кроме среднего купола еще по куполу над
каждым из поперечных крыльев, сделалась прототипом позднейших византийских
пятикупольных церквей — крестообразных купольных церквей с квадратным средним
пространством.

Полного развития новый византийский стиль Юстинианской эпохи достигает,
однако, лишь в сохранившихся до нашего времени храмах св. Сергия и Вакха и св. Софии
(Айя-София). В них восточное, центральное устройство сооружения окончательно
восторжествовало над формами базилики. Предшественниками церкви св. Сергия и Вакха
(теперь мечети Малая Айя-София), постройка которой началась в 527 г., следует считать
центральные сирийские церкви Босры и Эсры, о которых мы говорили, и подобные им
малоазийские сооружения. Равносторонний четырехугольник, внутренние углы которого
и здесь превращены в полукруглые ниши, окружает восьмиугольное среднее
пространство; главные его столбы поддерживают, при помощи сферических клиньев,
круглый в плане, но составленный из 16 «парусов» купол. Между каждыми двумя
столбами стоит по две колонны, на которых покоится верхний ярус. Нижние колонны
имеют византийские воронкообразные капители, верхние — ионические импостные. Но
перед абсидой (круглой внутри, многоугольной снаружи) нет колонн, так что и здесь, как
в базиликах, подчеркнуто направление от главного входа к абсиде. «Задача сделать
центральное здание пригодным для христианской церкви, — говорил Дегио, — разрешена
вполне удачно».

Храм святой Софии.

Грандиозный храм св. Софии во все времена считался чудом искусства.
Воздвигнутый в 532-537 гг., он уже в 558-563 гг. подвергся капитальной перестройке.
Строителями его называют Амфемия из Тралл и Исидора из Милета. Уже из этого
следует, что искусство, которое через храм св. Софии было пересажено на почву
Константинополя, было восточно-эллинистическим, в частности малоазийским. В этом
удивительном храме самым смелым образом соединены принципы центрально-купольной
и базиличной архитектуры. Огромный купол — внутри в виде полушария, снаружи
довольно плоский — покоится на четырех громадных столбах, соединенных между собой
арками. Переходом к круглому основанию купола служат четыре больших сферических
треугольника (пандантипа). Вся система главного купольного покрытия выступает в
полной ясности и подавляющем величии. Через ряд окон, расположенных по окружности
основания купола, льется сверху масса света внутрь храма. Продольное направление
подчеркивается преимущественно тем, что средний квадрат, как со стороны входа, так и с
алтарной стороны, удлинен на один полуквадрат; каждый такой полуквадрат перекрыт
полукуполом, прилегающим к соответствующей подпорной арке главного купола.
Эмпоры и поддерживающие их колонны имеются только на продольных сторонах, что
довершает впечатление вытянутости здания в длину. Византийские воронкообразные
капители некоторых из колонн еще снабжены римско-эллинистическими угловыми
волютами. Но настоящий импостный камень над капителями отсутствует и в храме св.
Софии. Система прилегающих друг к другу и врезающихся один в другой полукуполов,
которыми перекрыто здание под высоким средним куполом, бросается с первого взгляда в
глаза. Отдельные купольные покрытия, набегая одно на другое, словно огромные волны,
поднимаются со всех сторон, сияя золотым фоном своих мозаик, к центральной
полусфере. Стены выложены цветными мраморами, роскошные узоры которых
постепенно переходят в арабески. Капители колонн и пилястр, сферические треугольники
в углах над арками (Spandrillen), внутренние выгибы этих последних (Intrados) и фризы
покрыты уже знакомым нам плоским лиственным орнаментом, геометризованным в
византийском духе. Великолепные бронзовые двустворчатые двери, украшенные венками
и стилизованной виноградной лозой в обычных обрамлениях, отличаются чрезвычайно
благородной простотой. Храм св. Софии, рассматриваемый и в целом, и в деталях,
представляет собой высшую степень развития византийской архитектуры и орнаментики.
Массивный и бесформенный снаружи, он дивно прекрасен внутри. Именно в
византийском центральном зодчестве и выразилось наиболее полно основное стремление
христианского искусства к расчленению и декоративности преимущественно интерьера
храма.

Рис. 10. Интерьер храма св. Софии в Константинополе. Вид из среднего пространства в одну из продольных боковых частей.

Рис. 10. Интерьер храма св. Софии в Константинополе. Вид из среднего пространства в одну из продольных боковых частей.

Рис. 10. Интерьер храма св. Софии в Константинополе. Вид из среднего пространства в одну из продольных боковых частей.

Храм св. Софии стал образцом для многих позднейших церковных построек
Константинополя. Тем не менее в ближайшие века не было недостатка в преобразованиях
и видоизменениях типа купольной базилики, свидетельствовавших еще о
самостоятельности художественной жизни. В возникшей, вероятно, еще в VI столетии, но
перестроенной заново в VIII в. церкви св. Ирины в Константинополе (в конце XIX в.
обращенной в арсенал) принципы базилики и центральнокупольного здания соединены
таким образом, что план представляет два лежащих рядом квадрата и оба они перекрыты
куполами, из которых ближайший к алтарю господствует над сооружением как внутри,
так и снаружи. Другие решения той же задачи были даны в VII в. при постройке церкви
св. Софии в Фессалониках и церкви в Кассабе (в Лидии). Но лишь в IX в. в византийское
зодчество влилось новое, свежее течение, обусловившее собой его дальнейшее
развитие.

Рис. 11. Интерьеры церквей Santa Maria Maggiore(вверху) и св. Стефана(внизу)в Риме.

Рис. 11. Интерьеры церквей Santa Maria Maggiore(вверху) и св. Стефана(внизу)в Риме.

Рис. 11. Интерьеры церквей Santa Maria Maggiore(вверху) и св. Стефана(внизу)в Риме.
1 – Введение.2 – Христианская церковь3 – Церкви на востоке и юге4 – Церкви Сирии и Малой азии5 – Церкви Армении.7 – Римская архитектура8 – Архитектура Равенны VI века9 – Зарождение романского стиля10 – Заключение (символы в архитектуре).

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий