Аахенский собор. Архитектурные постройки при Карле Великом. История искусства.

Самымой знаменитой и величественной постройкой Карла великого стал Аахенский Собор, архитектура которого оказала влияние на всю последующу архитектуру того в регионе.

Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050
гг.)
Архитектура

Совершенно иная картина северного раннесредневекового зодчества развернется
перед нашими глазами, если мы взглянем начиная с VIII столетия на главные постройки
каролингской империи. В них с полной ясностью обнаруживается связь всей каролингско-
оттоновской архитектуры с древним миром.

Аахенский собор, построенный Эйнгардом.

Главный памятник кипучей строительной деятельности Карла Великого —
построенный Эйнгардом в 796-804 гг. Аахенский собор, дворцовая церковь императора,
предназначавшаяся быть его усыпальницей. Мы видели, что еще в раннехристианское
время усыпальницы обычно сооружались по центральному плану. Ахенский собор в своих
основных формах считается подражанием равеннской церкви св. Виталия. Основные
размеры обеих церквей приблизительно одинаковы; как в той, так и в другой восемь
средних столбов поддерживают арки, на которых покоится увенчанный куполом барабан
с восемью арочными окнами. Однако, по мнению Стриговского, эта основная
архитектурная идея, давно нашедшая себе выражение в искусстве дохристианского и
древнехристианского Востока, могла еще раньше сооружения Аахенского собора
приобрести право гражданства в империи Карла Великого. Аахенские зодчие благодаря
своей деятельной практике могли самостоятельно дойти до той трезвости, до той
последовательности и широты художественного замысла, которые поражают нас в этом
храме. Во всяком случае, отдельные архитектурные мотивы Аахенского собора не имеют
ничего общего с церковью св. Виталия. Средний восьмиугольник был в нижнем
невысоком этаже окружен шестнадцатиугольным обходом; из-за этого в плане обхода
получились попеременно четырехугольники, перекрытые крестовыми сводами, и
треугольники, перекрытые трехпарусными сводами. Второй этаж высоко поднимается над
эмпорами; его восемь арок на столбах, открывающиеся в восьмиугольное среднее
пространство, вдвое выше арок нижнего этажа. Над восьмигранным барабаном высится
восьмигранный купол, без пандантивов. Все карнизы — крайне простого профиля. Главное
украшение интерьера собора составляла роскошная мозаика, не сохранившаяся до нашего
времени; однако в соборе не было недостатка и в архитектурных декоративных элементах.
Так, здесь были поставлены великолепные колонны, выписанные Карлом Великим из
Рима и Равенны. Каждая из восьми высоких арок, которыми верхний этаж открывается в
среднее пространство, разделена поперечной балкой пополам; каждая половина украшена
вышеупомянутыми колоннами, из которых нижние соединены между собой и со стенами
заключающей их в себе арки небольшими полуциркульными арками, а верхние, по
образцу окон в константинопольской св. Софии, упираются прямо в изгиб главных арок.
Балюстрадой верхней галереи со стороны среднего пространства служат стильные
бронзовые решетки; их узоры, состоящие из красиво переплетающихся столбиков и
перекладин, обрамлены пилястрами в античном роде и рядами аканфовых листьев и
усажены розетками. Эти решетки, как и простые, массивные бронзовые двери,
украшенные только львиными головами, вылиты в самом Аахене.

Рис. 51.Интерьер Ахенского собора.

Рис. 51.Интерьер Ахенского собора.

Рис. 51.Интерьер Ахенского собора.

Аахенский собор в наши дни

Аахенский собор в наши дни

Постройки воздвигнутые под влиянием Аахенского собора.

Это величественное здание возбуждало общее удивление и послужило образцом
для многих позднейших церквей. Капелла Нимвегенского замка дошла до нас, не
сохранив своего первоначального плана; церковь св. Иоанна в Люттихе (978 г.)
перестроена в стиле барокко; не сохранились также шестиугольные церкви в Вимпфене и
Меце (Фр.-Як. Шмидт называл их шестиугольными базиликами) вследствие того, что они
были окружены более низким двенадцатиугольным обходом, равно как и десятиугольная
крестильня Вормсского собора; но прекрасно сохранился трехсторонний западный хор
Эссенского собора (между 947 и 1000 гг.), внутри которого повторяются три стороны
ахенского восьмиугольника с капителями колонн коринфского характера. Поразительно
верную копию Ахенского собора представляет собой интерьер — снаружи, правда, не
шестнадцатигранной, а только восьмигранной — церкви в Оттмарсхейме, в Эльзасе,
построенной между 1000 и 1050 гг. Но капители колонн здесь уже не коринфские, а
кубовидные, романские. Впрочем, нельзя утверждать, что все эти постройки были
непременно подражаниями Ахенской придворной церкви; они могли и прямо восходить к
тем образцам, что и эта последняя. Совершенно независимо от нее была построена
заложенная в 806 г. и, к сожалению, разрушенная в 1463 г. церковь в Жерминьи-де-Пре (в
департаменте Луары). Своим планом, состоявшим из девяти квадратов, с возвышенным
средним квадратом, она напоминала византийскую церковь в Россано, в Нижней Италии.
Ее подковообразные арки и полукруглые ниши на каждой стороне Стриговский
сопоставлял с соответственными элементами армянской архитектуры. Наконец, часто
упоминаемая историками искусства хорошо сохранившаяся небольшая церковь св.
Михаила в Фульде (820-822) хотя и принадлежит, как и Ахенский собор, к немецким
главным церквам раннего средневековья, однако, будучи круглой, с кольцеобразным
обходом, может быть отнесена скорее к тому же типу, что и церковь св. Констанции или
св. Стефана в Риме. Внутренняя окружная стена верхнего этажа поддерживается восемью
колоннами с аттическими базами и низкими импостными капителями. Но короткая
средняя колонна, подпирающая свод крипты, увенчана грубой ионической
капителью.

О дворцовых постройках Карла Великого в Ахене, Нимвегене и Ингельхейме мы
не можем составить себе вполне ясного представления даже после исследований Ребера,
Клемена и других, результаты которых сведены вместе К. Симоном. В Майнцских музее и
соборе хранятся остатки ингельхеймских колонн. Но в описаниях резиденций
каролингских и оттоновских императоров, которые оставлены летописцами этих эпох, то
и дело упоминается о великолепных сооружениях, богато украшенных античными
колоннами, мрамором и благородными металлами, и уже одно предание о том, что Карл
Великий для своих построек в Ахене, а Оттон Великий еще в 963 г. для Магдебуртского
собора (теперь пришедшего в развалины) заставляли перевозить через Альпы тяжелые
античные колонны, свидетельствует о единстве художественных стремлении всего
каролингско-оттоновского века. Эти стремления, разумеется, существовали только в том
верхнем слое общества, для которого латынь была официальным языком; народное же
зодчество, от которого не сохранилось никаких следов, оставалось по-прежнему
деревянным, а его орнаментику мы должны представлять себе как производную от
меровингской ленточной и животной орнаментики: в рукописях того времени их взаимная
связь очевидна.

Рис. 52.Интерьер церкви св. Михаила в Фульде.

Рис. 52.Интерьер церкви св. Михаила в Фульде.

Рис. 52.Интерьер церкви св. Михаила в Фульде.
1 – Введение.2 – Особенности построения базилик.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий