Архитектура Флоренции и Пизы 11-13 веков. Пизанская башня.

Тосканская архитектура 11-13 веков выработала свой индивидуальный стиль и по сей день сохранилась знаменитая Пизанская башня, на территории Пизанского собора.

Искусство Италии.
Искусство Тосканы

Когда мы вступаем на благодатную для художеств почву Тосканы, города
которой в середине XI столетия были по большей части самостоятельными,
независимыми государствами, нам приходят на память полные жизни образы древнего
этрурского искусства и вместе с тем мы предчувствуем весь блеск, какого достигло здесь
искусство в течение следовавшего затем полутысячелетия. Уже в XI и XII вв. и в первой
половине XIII в., по крайней мере тосканская архитектура шла собственным путем, что
имеет чрезвычайно важное художественно-историческое значение. Правда, подобно тому,
как «романское» движение не было в состоянии вывести Рим из колеи его старого
базиличного стиля, этот стиль сохранился, в существенных своих чертах, также и в
Тоскане. И здесь в течение всей рассматриваемой нами эпохи сооружались базилики с
колоннами и плоским потолком или открытыми стропилами; сводами перекрывались в
храмах только крипты и отчасти боковые нефы. Но значительной новизной в Тоскане
было то, что наружные стены базилики впервые получили богатую отделку. В
противоположность плоскому декорированию, шедшему с Востока, стены, арочные
галереи или фальшивые аркады фасадов облицовывались белыми, черно-зелеными и кое-
где красными мраморными плитами; в их скульптурных украшениях видна несомненная
близость к поздним антикам. Во Флоренции эта связь с античным искусством
представляется столь тесной, что флорентийско-романскую архитектуру, согласно с
Якобом Буркгардтом, признают проторенессансом. Однако мы с большим основанием
можем видеть в ней продолжение античных традиций, чем возрождение, так как
среднеитальянское зодчество этого времени постоянно черпало элементы из запаса
античных форм. То, что тоскано-римская архитектура утратила в присущей античному
зодчеству органической связности частей и в понимании отдельных форм, она возместила
своим собственным тонким художественным чутьем.

Церковь Сан-Миньято во Флоренции.

Главный памятник этого стиля во Флоренции — очаровательная церковь Сан-
Миньято аль Монте, за городом, на горе, и баптистерий, в самом центре города. Первая —
образец базилики тоскано-романского стиля, второй — центрального сооружения. Отличие
от древних базилик и крестилен состоит здесь и там в облицовке внешних и внутренних
стенных поверхностей двухцветными каменными плитами.

Церковь Сан-Миньято, построенная в XI столетии, представляет собой трехнефную
колонную базилику без трансепта, с обширной криптой под хором, на который надо
подниматься по нескольким ступеням. Крипта перекрыта крестовыми сводами, над самой
же церковью — открытые стропила крыши. Коринфские колонны между нефами в
продольном направлении соединены одна с другой полуциркульными арками. Место
каждой третьей колонны занимает толстый столб, к которому со всех четырех сторон
приставлено по полуколонне; полуколонны, обращенные к среднему нефу, более высокие,
чем остальные, и связаны поперечными арками, перекинутыми через средний неф. Внутри
верх стен украшен простыми геометрическими узорами из темно-зеленого мрамора по
белому фону, а абсида — изящными аркадами на полуколоннах. Снаружи передний фасад
церкви воспроизводит в благородных пропорциях ее поперечный разрез. Нижний этаж,
более широкий, расчленен пятью фальшивыми арками, покоящимися на коринфских
колоннах. Фронтон более узкого верхнего этажа поддерживается четырьмя
каннелированными пилястрами; между средними пилястрами, под мозаикой на золотом
фоне, исполненной в византийском духе, проделано окно с фронтоном, боковые колонки
которого стоят на романских львах. Характерен также для романской архитектуры орел,
венчающий вершину фронтона, но фигурки «атлантов» по сторонам фальшиво-арочной
галереи под фронтоном чересчур миниатюрны. Не все детали этого фасада органически
связаны между собой, но в целом он эффектен и оригинален.

Рис. 80. Церковь Сан-Миньято аль Монте во Флоренции.

Рис. 80. Церковь Сан-Миньято аль Монте во Флоренции.

Флорентийский баптистерий.

Флорентийский баптистерий, дошедший до нас почти таким же, каким он был в XII
столетии, представляет внутри восьмиугольное пространство, покрытое одним куполом.
Античные коринфские гранитные колонны, поставленные в нишеобразных углублениях
стен и связанные между собой прямым антаблементом, образуют нижний ярус, а
пилястры, чередующиеся с полуциркульными аркадами, расчленяют верхний ярус этого
помещения. Отделка внешних стен баптистерия дополнена в последующих столетиях.
Так, широкий венчающий карниз принадлежит уже XV столетию, то есть эпохе
Возрождения; но стройные пилястры, расположенные в несколько ярусов (пилястры
среднего яруса соединены полуциркульными арками), и облицовка всех главных
плоскостей рядами разноцветных плит относятся к числу прелестнейших изобретений
тоскано-романского стиля.

Пизанский собор.

Самый великолепный памятник тоскано-романской архитектуры находится в Пизе,
в XI столетии превосходившей величиной и могуществом Флоренцию. Смелой новизной в
архитектуре была сама идея пизанцев построить собор, с крестильней и колокольней, за
городом, на открытом поле, так, чтобы эти здания были видны отовсюду, что требовало
одинаково тщательной их отделки со всех сторон. Эта группа зданий, несомненно, была
бы причислена в древности к чудесам света. Наклонное положение, которое приняла
знаменитая Пизанская колокольня вследствие осаждения почвы во время постройки, еще
увеличивает, по крайней мере в глазах дилетантов, удивительность всей группы
сооружений. Собор, возведением которого управляли мастера Бускет и Райнальд, заложен
в 1063 г. и окончен в 1118 г. Уже по плану это единственное в своем роде здание на
Западе. Две базилики, в продольном корпусе пятинефная (первоначально только
трехнефная), в поперечном — трехнефная, пересекаются между собой, образуя в плане
крест. Восточная ветвь креста, а также северная и южная ветви снабжены полукруглыми
абсидами. Над продолговатым средокрестием возвышается большой яйцеобразный купол,
поддерживаемый уже стрельчатыми арками. Некоторое сходство по плану с церковью в
Калат-Симане в Сирии и церковью св. Апостолов в Константинополе объясняется
торговыми сношениями приморского города, каким была в то время Пиза, с Востоком. Но
по своему общему виду Пизанский собор сооружение отнюдь не византийское, а так как и
материал для его драгоценной облицовки доставили богатые мраморные местные залежи,
то можно считать его образцом тосканской архитектуры, возникшим на античной основе.
В отдельных ветвях креста преобладает древнехристианский базиличный стиль. Средний
неф — с плоским потолком, боковые же нефы перекрыты уже романскими крестовыми
сводами. Роскошные колонны, соединенные между собой арками, стоят на античных
базах и увенчаны по большей части римско-коринфскими и композитными капителями;
но в боковых нефах и верхних галереях встречаются уже новокоринфские капители,
украшенные фигурами животных. Изящные эмпоры над боковыми нефами открываются в
средний неф двойными арками, охваченными большими ложными арками. На стенах,
столбах и арках белые и темно-зеленые мраморные плиты чередуются горизонтальными
рядами. Интерьер собора производит впечатление торжественной роскоши и гармоничной
живописности. Но едва ли еще не роскошнее отделка наружных стен: над высоким
нижним ярусом западного фасада, расчлененного семью фальшивыми арками на
колоннах, вся верхняя поверхность стены украшена четырьмя ярусами открытых галерей,
полуциркульные арки которых покоятся на свободно стоящих колоннах. Такие же галереи
над фальшивыми аркадами служат украшением и стен хора. Прочие стенные пространства
расчленены более просто, только одними фальшивыми аркадами или пилястрами. Все
здание представляет собой монументальное целое, отдельные части которого органически
связаны между собой.

В круглом по плану баптистерии, постройка которого начата в 1153 г.
Диотисальви, тот же стиль выказывается в еще большей чистоте. Покрытый высоким
коническим куполом, баптистерий имеет внутри двухъярусную круговую галерею из
коринфских колонн и столбов. Купель и ограду вокруг нее Гвидо Бигарелли из Комо
украсил в 1246 г. цветной инкрустацией из мрамора и других горных пород,
напоминающей работы Космати, но отличающейся от них стилем. Снаружи, над ложными
аркадами нижнего этажа, высится аркадная галерея на свободно стоящих колоннах,
позднее снабженная готическими украшениями.

Рис. 81. Пизанский собор с баптистерием и колокольней.

Рис. 81. Пизанский собор с баптистерием и колокольней.

Рис. 81. Пизанский собор с баптистерием и колокольней.

Рис. 82. Интерьер Пизанского собора.

Рис. 82. Интерьер Пизанского собора.

Рис. 82. Интерьер Пизанского собора.

Пизанская башня

Наконец, знаменитая Пизанская падающая колокольня, воздвигнутая немецким
мастером Вильгельмом Инсбрукским и пизанцем Бонанном (постройка начата в 1174 г.),
окружена на каждом из шести верхних этажей открытой, словно ажурной, колоннадой.
«Принцип греков, — говорил Якоб Буркгардт, — обводить здание колоннадой, как живым
выражением стенной округлости, с величайшей смелостью перенесен здесь на
многоэтажное сооружение; это не просто галереи, а идеальная обделка башни,
представляющая в своем роде не меньшую победу над тяжестью материала, чем немецкие
готические башни». Что касается архитектурных подробностей, то коринфские капители
античного стиля здесь часто уступают место более простым средневековым формам.
Общее впечатление, производимое всей этой группой зданий, которые были исследованы
П. Шуманом и некоторыми другими, что это античность, переработанная свободно и
оригинально.

Флорентийский стиль в архитектуре (XI-XII века).

Флорентийский стиль, образцом которого в самой Флоренции служит кроме Сан-
Миньято старая церковь св. Апостолов, заметен также в нижних частях фасада собора
Эмполи (1093) и, смешанный с пизанскими мотивами, в некоторых церквах Пистои, а
именно в соборах Сант-Андреа и Сан-Бартоломео. Стилю Пизанского собора, в самой
Пизе выраженному в более простой форме, например, в церквах Сан-Фредиано, Сан-
Систо, Сан-Пьерино и уже осложненному стрельчатыми арками в красивых небольших
церквах Сан-Паоло а Рипа дАрно и Санта-Мария делла Спина, более или менее удачно
подражали главным образом церкви Лукки. Часто упоминаемая церковь Сан-Фредиано в
Лукке, сохранившаяся часть которой, как указал Дегио, действительно принадлежит
только первой половине XII столетия, имеет пять нефов, но лишена трансепта.
Трехнефные и Т-образные, имеющие трансепт церкви в Лукке — собор св. Мартина, Сан-
Микеле, Санта-Мария форис Портам и Сан-Джованни. Особенность этих церквей состоит
в том, что в середине аркадных галерей их передних фасадов помещена не арка, а
колонна, как в двух самых верхних галереях Пизанского собора. Основные античные
черты, заметные повсюду в церквах Флоренции и Пизы, в небольших городах начинают
исчезать. Большой известностью пользуется церковь Санта-Мария делла Пьеве в Ареццо,
весь четырехъярусный фасад которой превращен в галереи на колоннах, становящиеся
кверху, вследствие удвоенности числа колонн, все более и более тесными. По той же
причине колонны верхнего ряда не могли быть соединены арками и несут на себе плоский
антаблемент.

2 — Скульптуры тосканских церквей.3 — Тосканская живопись 13 века.

Оцените статью
История искусства
Добавить комментарий